ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВЫХ ОСНОВ ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

Дерешко Богдан Юльевич

Приводятся результаты исследования формирования правовых основ военно-политической работы в военной организации Российской Федерации. Предлагаются авторские разработки понятия «военно-политическая работа» и его составных элементов, структуры и содержания этого вида управленческой деятельности, а также возможного содержания нормативных правовых актов, регулирующих порядок организации и проведения военно-политической работы.

(к 100-летию образования политорганов Вооружённых Сил)

Указом Президента Российской Федерации от 30 июля 2018 г. № 454 внесены изменения в перечень полномочий Минобороны России [1]. Вместо морально-психологического обеспечения теперь, наряду с обеспечением правопорядка и воинской дисциплины, совершенствованием системы воспитания военнослужащих, Минобороны России организует военно-политическую работу в Вооружённых Силах Российской Федерации (п. 41). Таким образом, высшие органы государственной власти отметили 100-летие образования политических органов в Вооружённых Силах. 7 февраля 1918 г. были образованы Организационно-агитационный отдел Всероссийской коллегии по формированию Красной армии, а также агитационные и агитационно-организационные подотделы при военных отделах исполнительных комитетов местных советов. С этого дня и началась история создания политических органов в отечественных Вооружённых Силах [2].

Это своевременное и давно ожидаемое решение предполагает проведение в кратчайшие сроки огромного объёма административно-управленческих, кадровых и организационных мероприятий по созданию системы военно-политической работы. В ряду таких мероприятий одно из первых мест занимает нормотворческая деятельность по формированию правовых основ нового направления военной администрации.

Причины создания института военно-политической работы и формирования военно-политических органов в Вооружённых Силах охарактеризовал заместитель Министра обороны Российской Федерации – начальник Главного военно-политического управления Вооружённых Сил Российской Федерации генерал-полковник А.В. Картаполов [3]. Среди них необходимость защищать военнослужащих от негативного информационного воздействия в ходе ведущейся информационной войны против России, недостатки существующей системы работы с личным составом, выявленные в ходе участия в боевых действиях в Сирийской Арабской Республике против международных террористических организаций и др.

В настоящей статье автор предлагает ряд правовых решений, основанных на обобщении и анализе исторического отечественного и зарубежного опыта работы с личным составом военной организации государства.

Прежде всего, в целях установления единых подходов к пониманию сути военно-политической работы следует дать правовое определение этому направлению деятельности. На наш взгляд, это является наиболее сложной и ответственной задачей военно-правовой науки. Анализ нормативных правовых актов, методических источников и научных трудов показывает, что ранее определения понятий «партийно-политическая работа» (в советский период), а затем «морально-психологическое обеспечение» давались на основе двух подходов: во-первых, функционального – как деятельность органов военного управления; во-вторых, системного – как комплекс мероприятий. С учётом достаточно большого объёма содержания мероприятий военно-политической работы системное определение будет носить слишком громоздкий характер, затрудняющий понимание сути рассматриваемого правового явления.

В связи с изложенным, по нашему мнению, уместно применить функциональный подход. С его помощью автор предлагает следующее определение: военно-политическая работа представляет собой организационную и практическую деятельность командиров (начальников) и органов военно-политической работы по проведению государственной военной политики в Вооружённых Силах Российской Федерации, формированию государственно-патриотического мировоззрения военнослужащих, мобилизации личного состава на успешное выполнение поставленных задач.

Таким образом, военно-политическая работа рассматривается как составная часть военно-административной деятельности. В качестве субъектов военно-политической работы определены командиры и начальники, следуя принципу единоначалия военной организации, а также военно-политические органы. К ним относятся заместители командиров (начальников) по военно-политической работе всех уровней военного управления до роты включительно, аппараты военно-политической работы в подразделениях и воинских частях, военно-политические органы (отделения, отделы, управления) в соединениях и объединениях Вооружённых Сил.

Приведённое определение включает триединую цель военно-политической работы, предполагающую проведение в Вооружённых Силах государственной политики в области обороны военнослужащими, обладающими государственно-патриотическим мировоззрением, что позволяет обеспечить высокую боевую готовность военной организации к действиям в мирное время и достижение победы над врагом во время войны. Цель военно-политической работы достигается путём реализации её субъектами комплекса мер и мероприятий с применением научно обоснованных форм и методов работы с личным составом.

Под военной политикой в Военной энциклопедии 2002 г. понимается система политических взглядов, отношений и учреждений, а также определяемая ими деятельность государства и его отдельных структур, других социально-политических институтов общества, направленных на создание, подготовку и применение военной силы в политических целях [4].

Проведение государственной военной политики в Вооружённых Силах предполагает обеспечение поддержки и выполнения военнослужащими государственных политических решений, направленных на укрепление обороноспособности Российского государства, путём проведения широкой агитационно-разъяснительной, информационно-пропагандистской и военно-патриотической работы с личным составом Вооружённых Сил, других войск, а также с населением страны.

В общенаучном понимании мировоззрение рассматривается как система философских, научных, социально-политических и иных взглядов и убеждений, а также морально-этических принципов, определяющих отношение человека к окружающей его действительности и общую направленность его поведения [7]. Государственно-патриотическое мировоззрение военнослужащих основывается на идеях государственности, гражданственности и патриотизма как важнейших ценностях военной службы, определяющих направленность личности и содержание её деятельности в военной сфере. При этом гражданственность рассматривается как преданность Российской Федерации, осознание единства прав, свобод и обязанностей человека и гражданина; государственность – как утверждение идеи правового, демократического, сильного, единого и неделимого Российского государства; патриотизм – как глубокое и возвышенное чувство любви к Родине, верность Военной присяге, избранной профессии и воинскому долгу.

Формирование мировоззрения военнослужащих достигается всесторонним социально-психологическим, морально-нравственным и военно-профессиональным влиянием командиров и начальников, военно-политических органов иных компетентных субъектов.

Мобилизация с точки зрения военной науки представляет собой комплекс мероприятий государства по приведению в активное состояние, сосредоточению и напряжению имеющихся ресурсов, сил и средств для достижения целей войны [5]. Применительно к целям военно-политической работы речь идёт о важнейшем военном ресурсе – духовном потенциале военной деятельности. Сущность всей военно-политической работы заключается в активизации духовного потенциала военнослужащих для эффективного решения боевых задач.

Ведущая роль духовного потенциала военнослужащих всегда признавалась великими полководцами и военными деятелями прошлого. Один из крупнейших военных теоретиков и ведущих военных педагогов Российской империи генерал от инфантерии М.И. Драгомиров отметил: «Важнейшим военным элементом является человек; важнейшим свойством человека – его нравственная энергия» [7].

Духовный потенциал в военной науке рассматривается в качестве составного элемента боевого потенциала войск и представляет собой состояние общественного сознания, определяющее духовные возможности государства и общества по достижению политических, экономических, социальных, военных и других целей [4]. Формирование, развитие и самое главное – реализация духовного потенциала военнослужащих во имя достижения победы над противником есть одна из важнейших задач военно-политической работы. Уровни духовного потенциала – идеологический и социально-психологический – формируются различными формами и методами военно-политической работы с личным составом. В этой связи содержание военно-политической работы предопределяет её структуру, а также организационное построение военно-политических органов. Предлагаемая структура военно-политической работы может включать в себя следующие основные виды деятельности:

  • агитационно-пропагандистская работа;
  • психологическая работа;
  • военно-социальная работа;
  • культурно-просветительная работа;
  • работа по укреплению воинской дисциплины и правопорядка.

Кроме этого, военно-политическая работа на внешнем (невоенном) «контуре» может включать следующие направления деятельности, нацеленные на выполнение поставленных задач:

а) взаимодействие с религиозными объединениями традиционных конфессий;

б) взаимодействие с общественными объединениями патриотической направленности;

в) взаимодействие со средствами массовой информации.

Агитационно-пропагандистскую работу можно определить как воздействующую на сознание и настроение военнослужащих целенаправленную деятельность по распространению государственно-патриотических идей и знаний. Этот вид военно-политической работы функционально предназначен для формирования у военнослужащих комплекса профессиональных и нравственных качеств, обусловленных потребностями военной службы.

Психологическая работа может рассматриваться как деятельность, направленная на изучение, формирование и развитие у военнослужащих профессионально значимых психологических качеств личности, психологической устойчивости и готовности к эффективному выполнению боевых задач.

Социальная работа представляет собой деятельность, направленную на обеспечение реализации предусмотренных законодательством мер государственной социальной защиты военнослужащих и членов их семей, создание на этой основе благоприятных социальных условий для успешной военной службы.

Культурно-просветительная работа – деятельность по формированию у военнослужащих нравственно-эстетических и морально-психологических качеств средствами художественной культуры и искусства.

Работа по укреплению служебной дисциплины и правопорядка – комплексный вид военно-политической работы, представляющий собой деятельность, направленную на профилактику и предупреждение правонарушений и чрезвычайных происшествий среди личного состава Вооружённых Сил.

Таким образом, вид военно-политической работы представляет собой вид управленческой деятельности органов военного управления, военно-политических органов, характеризующийся определенными формами, методами, силами и средствами по достижению отдельных целей или решению отдельных задач военно-политической работы.

Среди направлений военно-политической работы предлагается выделить три наиболее важных и нуждающихся в организационно-правовом оформлении. Это взаимодействие органов военного управления с религиозными и общественными объединениями, средствами массовой информации.

В условиях глобального информационного противостояния, ведения так называемой гибридной войны против России с использованием всех видов невоенного воздействия массовое сознание людей становится объектом применения самых современных технологий. При этом религиозный фактор, как важнейший составной элемент духовного потенциала Вооружённых Сил, также используется в спектре форм и методов нанесения урона. В качестве примера следует привести действия, предпринятые рядом религиозных деятелей Константинопольской православной церкви в 2018 г., по расколу Русской православной церкви Московского патриархата путём официального признания автокефалии так называемой украинской церкви. В этой связи представляется весьма важным укрепление позитивных связей с традиционными религиозными конфессиями: православным христианством, исламом, буддизмом и иудаизмом в интересах достижения целей военно-политической работы, безусловно, в рамках действующего законодательства о свободе совести и вероисповедания.

Обеспечение широкой общественной поддержки деятельности Вооружённых Сил и в целом военной организации Российского государства по защите Отечества достигается привлечением общественности к военно-оборонной работе, проведением мероприятий военно-патриотического воспитания молодёжи, формированием положительного образа Вооружённых Сил и других войск в общественном сознании. Оптимальному решению этих задач военно-политической работы будет способствовать активное взаимодействие с общественными объединениями патриотической направленности и средствами массовой информации. В этом направлении многое сделано за последние годы, о чём свидетельствует стабильно высокий рейтинг Минобороны России среди других органов исполнительной власти по данным опросов общественного мнения. Вместе с тем, это направление требует повседневного внимания и заботы, своевременного и оперативного реагирования на информационные события различного характера.

Предложенные направления предлагаются в качестве основы для дальнейшего изучения и обсуждения.

Предполагается, что, решая частные задачи по каждому из указанных направлений, военно-политические органы в целом достигнут заданной цели, что позволит успешно выполнить поставленные боевые задачи.

Основываясь на приведенных выше ключевых положениях, предстоит сформировать систему норм права, регулирующих военно-политическую работу в Вооружённых Силах. Эта система будет отражаться в иерархически выстроенных нормативных правовых актах как на государственном, так и на ведомственном уровнях.

С учётом конституционно-правовых полномочий федеральных органов государственной власти Российской Федерации в области обороны предлагается разработать и закрепить в Уставе внутренней службы Вооружённых Сил Российской Федерации следующие основные положения.

Во-первых, в п. 16 раздела «Общие обязанности военнослужащих» первой главы включить обязанность военнослужащего руководствоваться государственной политикой в области обороны и безопасности.

Во-вторых, п. 78 раздела «Общие обязанности командиров (начальников)» третьей главы изложить в новой редакции, включив обязанность командира (начальника) руководить военно-политической работой, а также принимать личное участие в её проведении.

В-третьих, переработать обязанности заместителя командира полка (корабля 1 ранга) по воспитательной работе (пп. 100, 101), заместителя командира батальона по воспитательной работе (пп. 138, 139), заместителя командира роты по воспитательной работе (пп. 148, 149) с учётом задач по организации и проведению военно-политической работы в воинских частях и подразделениях.

В-четвёртых, вменить в обязанность участие в военно-политической работе с подчинённым личным составом всем воинским должностным лицам, указанным в Уставе внутренней службы Вооружённых Сил Российской Федерации.

В связи с тем что полномочия организации военно-политической работы предоставлены Министру обороны Российской Федерации, основную нормативную нагрузку будут нести на себе ведомственные документы. Здесь целесообразно выделить две группы документов по функциональному предназначению: а) документы, регулирующие военно-политическую работу в повседневных условиях; б) документы, определяющие порядок проведения военно-политической работы в особых условиях.

К первой группе следует отнести организационные положения о военно-политических органах – от Главного управления военно-политической работы Вооружённых Сил Российской Федерации до военно-политического отдела (аппарата) воинской части.

Представляется важным издание руководств или наставлений по военно-политической работе видов Вооружённых Сил Российской Федерации, утверждаемых Министром обороны Российской Федерации. Нормативные правовые акты этой категории могут содержать унифицированные правовые определения используемых терминов и понятий; общую часть: порядок организации военно-политической работы в соединении, воинской части (подразделении) вида Вооружённых Сил; особенную часть, раскрывающую специфику военно-политической работы с учётом особенностей военной службы в этих видах и выполняемых задач боевой подготовки.

Кроме того, целесообразно издание инструкций по видам военно-политической работы (например, инструкция по агитационно-пропагандистской работе, инструкция по психологической работе, инструкция по военно-социальной работе и др.), которые могут быть утверждены приказами заместителя Министра обороны Российской Федерации – начальника Главного управления военно-политической работы Вооружённых Сил.

Вторая группа документов будет рассмотрена отдельно в силу особенностей содержания правовых норм и области их применения. Как показывает практика, это могут быть как составные части (главы, разделы) документов общего характера, так и самостоятельные нормативные правовые акты.

Таким образом, перед органами военного управления Вооружённых Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований ведомств, в которых законом предусмотрена военная служба, стоит задача полномасштабного формирования правовых основ военно-политической работы. Её решения можно достичь оптимальным путём синтеза накопленного опыта правового регулирования организации работы с личным составом за все годы существования военной организации России и новых, научно обоснованных подходов правового обеспечения военно-политической работы в современных условиях с учётом перспектив развития военного дела в будущем.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

  1. О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. № 1082 «Вопросы Министерства обороны Российской Федерации» и в Положение, утвержденное этим Указом: указ Президента Рос. Федерации от 30 июля 2018 г. № 454 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 31.07.2018).
  2. Бюллетень Всероссийского бюро военных комиссаров. – 1918. –№ 1. – С. 12.
  3. Право первым подняться в атаку // Военно-промышленный курьер. – 2018. – № 35 (748).
  4. Военная энциклопедия: в 8 т. / пред. Гл. ред. комиссии С. Б. Иванов. – Т. 6: Огарков – «Прогресс». – М.: Воениздат, 2001. – 639 с.
  5. Военная энциклопедия: в 8 т. / пред. Гл. ред. комиссии И. Д. Сергеев. – Т. 5: Маркировка боеприпасов – «Огайо». – М.: Воениздат, 2001. – 575 с.
  6. Драгомиров, М. И. Подготовка войск в мирное время. (Воспитание и образование) / М. И. Драгомиров. – Киев: Тип. окружного штаба, 1906. – 126 с.
  7. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика / С. М. Вишнякова. – М.: НМЦ СПО, 1999. – 538 с.

 

Дерешко Богдан Юльевич, кандидат юридических наук, доцент, заместитель начальника Всероссийского научно-исследовательского института Министерства внутренних дел Российской Федерации по научной работе

https://millaw.ru/ru/posts/otkrytoe-recenzirovanie/697-formirovanie-pravovyh-osnov-voenno-politiceskoj-raboty

Добавить комментарий