«Рельсовая война»

Благодаря самоотверженности и бесстрашию советских партизан был сорван график подготовки немецких войск к наступлению на Курской дуге.

Важную роль в достижении победы в Великой Отечественной войне сыграло партизанское движение. Не случайно фальсификаторами истории прилагается немало усилий, чтобы умалить значение действий советских партизан. В частности, предпринимаются попытки поставить под сомнение необходимость знаменитой партизанской операции «Рельсовая война». Не вступая в полемику, посмотрим на события августа 1943 года через призму исторических документов нашего врага.

Помогут нам в этом трофейные материалы имперского управления железных дорог, а также подлинные немецкие оперативные карты, составленные 31 августа 1943 года. Карта № 1 озаглавлена Bandenlage Heeresgebiet Mitte («Положение банд в полосе группы армий «Центр»), карта № 2 – Bandentӓtigkeiten im Bereicht des Kd. Generals der Sich. Truppen u. Befh. im Heeres-Gebit Mitte («Действия банд в районе дислокации охранных соединений группы армий «Центр»).
Кроме того, воспользуемся немецким трудом «Германский рейх и Вторая мировая война. Восточный фронт 1943–1944 гг.», изданным в Мюнхене в 2007 году. Его авторов также трудно заподозрить в симпатиях к советским партизанам. Привлечём и отчёт командира корпуса охранных войск группы армий «Центр» от 31 августа1943 года.
Трофейных карт в нашем распоряжении две. В оригинале они подклеены на светлую тканевую основ, и в сложенном виде напоминают альбом. Помимо этого, отдельным листом был вклеен лист с легендой карты, или расшифровкой обозначений, принятых на ней. С немецкой педантичностью на листы бумаги формата А3 тушью были нанесены тысячи значков и цифр, заключающих в себе немало интересной информации, – не зря же немцы «наградили» карты грифом «секретно».
Карта № 1 даёт представление о концентрации партизанских отрядов на всей полосе действий группы армий «Центр», начиная от юго-восточной Белоруссии и заканчивая северо-восточной Украиной. На востоке фронтовая полоса проходит частично по Орловской (на тот период времени) области; на западе – в пределах линии Лепель – Борисов – Марьина Горка – Старые Дороги. Безопасность на огромной по масштабам территории обеспечивалась силами трёх охранных дивизий вермахта: 203, 221 (к началу октября 1943 года её заменит 201-я охранная дивизия) и 286-й. Эти соединения были сведены в охранный корпус, в который (помимо них) входили 2-я словацкая дивизия и две учебных дивизии. Корпус напрямую подчинялся руководству армейской группы «Центр». Кроме того, для тех же целей привлекались 813-я полевая комендатура и 399-я
окружная полевая комендатура и организовывалось взаимодействие с венгерским 8-м армейским корпусом (шесть дивизий на начало октября 1943 года).
Вполне естественно, на документе не отмечены всякие дополнительные контингенты: полицейские силы, различные отряды «самообороны», подразделения вермахта, отведённые на отдых, направляющиеся на фронт или находящиеся на переформировании. В случае крайней необходимости все эти формирования вполне могли быть привлечены к активным мероприятиям, направленным против партизан.

Партизанами в сутки устраивается не менее 50 крушений, более тысячи взрывов рельсов на разных участках и сотни других диверсий

Вся территория карты покрыта очерченными зонами, находящимися под контролем партизан; внутри каждого эллипса указана примерная численность «бандитской» группировки. Помимо цифр, в эллипсе также обозначены немецкие подразделения, которые обеспечивают порядок в конкретном районе – это, как правило, роты и батальоны из состава трёх охранных дивизий, упомянутых ранее, а также военных комендатур.


Северная зона ответственности (286-я охранная дивизия) являлась не самой большой по размерам. По её территории проходили важные транспортные магистрали (автомобильные и железнодорожные, полностью или частично) на перегонах Борисов – Толочин – Орша, участки железной и автомобильной дорог Могилёв – Витебск и железнодорожный перегон Горки – Орша – Лепель.
В зоне ответственности 203-й охранной дивизии среди важнейших коммуникаций находилось несколько важных железнодорожных перегонов и автотрасса Старые Дороги – Бобруйск – Рогачев – Пропойск. Центральная (и самая большая) часть территории находилась в зоне ответственности 221-й охранной дивизии.
Вполне очевидно, что действия партизан и диверсионных групп были направлены в первую очередь против коммуникаций противника, то есть на реализацию директив той самой «Рельсовой вой­ны». Отдельные железнодорожные перегоны и участки автомобильных дорог на немецких документах очень плотно усеяны соответствующими значками осуществлённых либо предотвращённых немцами взрывов.
Вот как гитлеровцы оценивали ситуацию в своём тылу и активность партизан в августе 1943 года: в зоне ответственности 286-й дивизии имели место 150 боестолкновений с партизанами, ими уничтожены девять мостов, численность партизан оценивалась в 16 тысяч; 203-й дивизии – 120, 30 и 17 тысяч соответственно, 221-й дивизии – 90, 17 и 14 тысяч. Всего же в тылу группы армий «Центр» 465 боестолкновений, 91 уничтоженный мост, а численность партизан – 56,7 тысячи.
Немецкие источники дают представление и о ситуации в период, предшествующий операции «Цитадель». В конце марта – начале апреля 1943 года германское командование планировало провести переброску 10 дивизий, высвободившихся в результате операции Büffel Bewegung (операция по выводу частей 9-й и 4-й армий вермахта со Ржевского выступа в марте 1943 года), в район Орловской дуги.
По железной дороге необходимо было срочно и в обстановке строжайшей секретности перевезти около 300 тысяч солдат и 1000 танков и штурмовых орудий, с тем, чтобы они к 3 мая были готовы начать наступление.
Однако, по докладу начальника сообщений группы армий «Центр», пропускная способность железных дорог и станций в этом районе не могла обеспечить требуемые сроки переброски войск. К этому прибавилась усилившаяся активность партизан в тыловом районе группы армий «Центр».
Так, в этом районе с февраля по июнь 1943 года (с нарастающей тенденцией) ежемесячно насчитывалось от 400 до 840 повреждений железнодорожной сети в ходе нападений партизан, к этому добавлялись от 100 до 150 авиаударов в месяц. Двигавшиеся по железной дороге Минск – Брянск воинские эшелоны для 9-й армии в марте останавливались на время от пяти до двенадцати дней, после того как партизанам удалось взорвать два моста через Десну.
Именно неудовлетворительное состояние дел на железных дорогах оккупированной территории СССР способствовало тому, что операция «Цитадель» началась немцами с опозданием на два месяца, что позволило советским войскам лучше подготовиться к решающим сражениям летней кампании 1943 года.
Безрадостную картину проблем, которые испытывало немецкое имперское управление путей сообщения, ярко рисуют трофейные документы этого ведомства, изъятые партизанами в Минском управлении железных дорог. Эти документы в октябре 1943 года Центральный штаб партизанского движения при Ставке Верховного Главнокомандования направил в адрес наркома внутренних дел Л.П. Берии. Подписал сопроводительное письмо П.К. Пономаренко, начальник Центрального штаба партизанского движения. В нём, в частности, говорится: «Из документов видно, что партизанами в сутки устраивается не менее 50 крушений, более тысячи взрывов рельсов на разных участках и сотни других диверсий. Каждые пять минут на железнодорожной сети происходит чрезвычайное происшествие».
А вот выдержка из трофейного документа, подготовленного в оккупированном Минске и датированного 16 ноября 1943 года: «Беспрерывно увеличивающаяся деятельность бандитов во всём районе достигла… угрожающих размеров: 65 случаев нападений [в сутки] было до сих пор наивысшим числом. Как днём, так и ночью число таких случаев велико… В совокупности 65 бандитских нападений (32 – днём) с 63 случаями прекращения движения, из них 36 нападений на поезда, 171 случай заграждения путей, 24 случая минирования…»
Немало информации о борьбе с партизанами можно почерпнуть из отчёта командира корпуса охранных войск группы армий «Центр» от 31 августа 1943 года. По его оценкам, численность партизанских отрядов, оперирующих в зоне ответственности корпуса, насчитывает 51 тысячу. «Впервые проведена операция небывалых размеров по срыву немецкого подвоза путём планомерного и внезапного нарушения железнодорожного сообщения: 6684 взрыва за первые две ночи… Число удавшихся и предотвращённых взрывов рельсов уже к середине августа возросло до свыше 15 000, а к концу месяца достигло 201 011 (по сравнению с 470 взрывами в июне и 771 взрывом в июле)… Число столкновений, боёв и налётов на войска возросло с 567 в июне и 830 в июле до 1102 в августе, т.е. почти вдвое за два месяца», – говорится в отчёте.
Таковы документально подтверждённые сведения о размахе деятельности советских партизан. Сам противник признал большую опасность действий партизанских отрядов для коммуникаций вермахта. Вклад партизан в дело достижения не подлежит никакому сомнению.

Добавить комментарий