Слово о военных комиссарах

Политрук. Сталинград, 1942 год. Фотограф Аркадий Шайхет.

К 100 — летию института военных комиссаров Рабочее-Крестьянской Красной Армии.

У истоков создания РККА. В борьбе за Советскую Россию. Дорогой к единоначалию в Красной Армии. Глаза и уши РККА.  В условиях чрезвычайных мер.

Возникшее на руинах царской империи, Советское государство было вынуждено защищаться от многочисленных внутренних и внешних врагов, поначалу прибегая к использованию остатков старой армии, отрядов рабочей милиции и Красной гвардии. Однако, затем оно, в силу внешне-политических причин и обострения внутреннего положения, приступило к созданию массовой регулярной Красной Армии, чтобы отстоять независимость страны.

Институт военных комиссаров выступил непосредственным организатором строительства Красной Армии и в формируемых полках и дивизиях новой армии они являлись полномочными представителями Советской власти и партии большевиков.

Во-вторых, именно под руководством военных комиссаров Красная Армия прошла нелегкий путь от добровольчества до военной повинности, от выборности командного состава к использованию военных специалистов из числа офицеров и генералов бывшей императорской армии.

В-третьих, военным комиссарам рука об руку с военспецами пришлось создавать армию социалистического государства и вести ее к победам, используя на практике совместной деятельности, как принципы добровольности, так и принуждения.

В-четвертых, заслуживает особого внимания большая работа военных комиссаров в армии и на флоте по воспитанию у личного состава глубокой убежденности в необходимости защиты Отечества и готовности отстоять его независимость. В тесной связи с партийными организациями и особой формой политического руководства в армии через политические органы и революционные советы военным комиссарам удалось выполнить свое предназначение.

Наконец, представляет определенный интерес практическая деятельность военных комиссаров в переходный период к полному единоначалию, а также не иначе , как негативная их работа, связанная с отменой полного единоначалия в 1937 году, как и в условиях перевода всей работы на рельсы политпропаганды в 1940 году. Попытка использовать военных комиссаров в условиях чрезвычайных мер с началом Великой Отечественной войны также не оправдала ожиданий военно-политического руководства страны.

 

      У истоков создания РККА

Временное правительство, бездумно, в угоду своим обязательствам финансово-экономического характера перед союзниками по Антанте продолжило политику на ведение войны, разрушило устои армии и флота, способствовало тем самым активизации контрреволюционных сил в обществе и привело страну к неизбежному краху. В России быстро и почти бескровно победила Советская власть.

Это стало своеобразным сигналом для армии, потерявшей способность не только воевать, но и реагировать на какие-либо социально-политические изменения внутри страны. Она пришла во всеобщее движение и, насколько позволяла транспортная система государства, не спрашивая ни у кого разрешения, оставила на фронте занимаемые позиции и  ринулась по домам.

Тем не менее, большевики были вынуждены сделать в военной области первый шаг и по предложению II Всероссийского съезда Советов охватили многочисленные военные учреждения комиссарским надзором, который устанавливался Советской властью через соответствующие совдепы. В остатках армии и учреждениях комиссары Временного правительства были упразднены.

В отличие от комиссаров, назначаемых в части Военно-революционным комитетом Петросовета и Военным бюро ЦК РСДРП до Октябрьского восстания, послеоктябрьские комиссары были наделены административными функциями для неусыпного контроля за контрреволюционными проявлениями с правом смещать, либо назначать руководителей учреждений. К примеру, таковыми являлись комиссары по военным делам Генерального штаба, прямого провода, почтово-телеграфных складов, военно-учебных заведений, складов, арсеналов и т.п.

Общие указания основоположников марксизма о всеобщем вооружении народа и создании народной милиции не вписывались в обстановку всеобщего развала прежней военной организации. Требовалось изыскать те силы, на которые можно было положиться в случае контрреволюционных выступлений, или отпора противнику, который вдруг начнет движение вглубь страны, не имея перед собою никакого вооруженного сопротивления.

За основу были взяты принципы коллегиальности и коллективной ответственности, всеобщей выборности вместо единоначалия. Был создан Комитет по военным и морским делам в составе большевиков В.А. Антонова-Овсеенко, недоучившегося юнкера прапорщика Н.В. Крыленко, матроса П.Е. Дыбенко. (первый занимался делами контрреволюции, второй по военным делам, третий по военно-морским). Затем Комитет был заменен Народным комиссариатом по военным и морским делам, куда дополнительно вошли Н. Подвойский и Э. Склянский. При наркомате была создана коллегия по роспуску старой армии.

Совет народных комиссаров 16 декабря 1917 года издал декрет об уравнении всех военнослужащих в правах с упразднением всех чинов и званий, знаков отличия. В этот же день вышел декрет о выборном начале и об организации власти в армии. Однако, всеобщая выборность командиров за исключением специалистов (инженеров, врачей, связистов и др.), как показал опыт, ничего кроме вреда не принесла.

Наличие нависшей угрозы от возможного наступления немцев поставило вопрос о создании Красной Армии и впервые это предложение прозвучало на съезде по демобилизации старой армии в декабре 1917 года, а затем было поддержано на совещаниях с представителями фронтов

По предложению ЦК РСДРП(б) 14 января 1918 года вопрос о создании Красной Армии был поставлен на обсуждение солдатской секции III Всероссийского съезда Советов и закреплен Постановлением СНК от 15 января 1918 г. о создании Рабоче-Крестьянской Красной Армии. Соответствующим декретом от 14 февраля 1918 г. объявлялось о создании Рабочее-Крестьянского Красного Флота. При этом комплектование армии и флота предусматривалось на добровольных началах, полном государственном содержании с выплатой 50 рублей в месяц. При Наркомате по военным и морским делам утверждалась Всероссийская коллегия по формированию Красной Армии. В составе коллегии был создан агитационно-просветительский отдел для проведения агитации и вербовки в армию.

В целях организации практической работы на местах Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК) Советов депутатов своим постановлением обязал при Советах организовать работу отделов по формированию Красной Армии. При военных отделах создавались агитационно-вербовочные отделы. По инициативе военных отделов и организаций РСДРП(б) в формируемые части и отряды Красной Армии назначались для проведения агитации за Советскую власть и борьбу против контрреволюции военные комиссары – прообраз будущего института военных комиссаров.

Внезапно немцы, словно осознав свое стратегическое превосходство, перешли в феврале 1918 года в наступление и фактически принудили Советскую власть к заключению 3 марта 1918 года Брест-Литовского унизительного мирного договора. С наступлением немцев 21 февраля 1918 года впервые прозвучал декрет-воззвание СНК «Социалистическое Отечество в опасности!», объявивший о возможности отечественной войны против захватчиков и призвавший уничтожать железные дороги, здания, продовольствие и имущество, мобилизовать батальоны на рытье окопов, расстреливать на месте провокаторов, немецких агитаторов и шпионов.

По сути Советской России было нечего противопоставить захватчикам. В срочном порядке из жидкой цепочки самых разнородных формирований вдоль линии соприкосновения с немцами вместо фронтов были созданы на Северном, Западном и Южном участках, так называемые « завесы», которые в лучшем случае были способны просигнализировать о положении противника. Единственным положительным моментом организации завес явился опыт создания революционных Военных советов, в состав которых входили два комиссара и один военный руководитель – офицер или генерал старой армии.

В спешном порядке в ночь с 11 на 12 марта Советское правительство переехало из Петрограда в Москву, а IV Чрезвычайный съезд Советов 14 марта 1918 года ратифицировал Брест-Литовский мирный договор, по которому от России отторгались Украина, Польша, Прибалтика, большая часть Белоруссии, часть Закавказья на Черноморском побережье и др.

Опыт полугодичной борьбы новой власти показал, что Красная гвардия и другие формирования не смогли стать основой для новой армии и стремительно разлагались, а выборное начало в строительстве военной организации стало игрушкой в руках постоянно митингующей рядовой массы, словно напоминанием о вседозволенности солдатских комитетов прежней старой армии. Коллегиальное  руководство тройки Наркомата по военным и морским делам полностью провалило свое предназначение ввиду своих крайних оценок и разногласий по поводу происходящего в делах обороны страны.

Первой попыткой оптимизировать руководство обороной республики стало решение СНК от 4 марта о создании Высшего Военного совета, в который наряду с тремя военными комиссарами вошли 13 бывших генералов во главе с бывшим начальником Ставки в Могилеве М.Д. Бонч- Бруевичем, на что Крыленко и Подвойский заявили, что армия оказалась в бесконтрольном распоряжении генералов  офицеров.

После нелегких раздумий о новом главе военного ведомства, коим на то время никак не мог быть военный, В.И.Ленин склонился к кандидатуре Л.Д. Троцкого, признанной большинством исследователей истории очень удачной. Лев Троцкий с его неуживчивым и заносчивым характером, обладал неуемной энергией, решительностью и непоколебимой верой в успех вершимого им дела, что им было ярко продемонстрировано во время Октябрьского восстания. Именно он посоветовал Ленину привлечь в Высший Военный совет военных специалистов. Постановлением СНК 14 марта Л.Д. Троцкий был назначен народным комиссаром по военным, а позже и морским делам. Одновременно он возглавил Высший Военный совет.

Уже 19 марта Троцкий предложил на заседании ВЦИК привлекать в армию наряду со старыми солдатами  офицеров и унтер-офицеров. Пленум ЦК РСДРП(б) 31 марта постановил привлечь военных специалистов в Красную Армию. Началом перехода к регулярной армии, в том числе и зачисление бывших офицеров на службу стал декрет СНК от 8 апреля 1918 года об учреждении волостных, уездных, окружных военных комиссариатов в целях учета всех военнообязанных, их призыва и обучения, формирования войск и обеспечения всем необходимым.

Этим же декретом 8 апреля 1918 года для руководства военными комиссариатами было образовано Всероссийское бюро военных комиссаров во главе с К.К. Юреневым. Созданная структура в деле организации Красной Армии положила конец неразберихи и участия в этой работе военных отделов Совдепов, военно-революционных комитетов, чрезвычайных штабов, бюро, союзов и др. Суть военного управления, подчеркивал Троцкий, в военном руководителе плюс два военных комиссара. При этом комиссар не вмешивался в оперативную работу военрука, но своей подписью приказа ручался перед солдатскими массами, что такой приказ продиктован военной целесообразностью.

Следует заметить, что еще при подготовке Октябрьского вооруженного восстания при Петроградском Совете рабочих и солдатских депутатов было создано Бюро военных комиссаров, которое поручало своим комиссарам, направляемым в части и гарнизоны, опираться на коммунистов, пресекать контрреволюционную деятельность со стороны командиров и подписывать все их приказы и распоряжения.

ВЦИК отменил выборность командного состава и вводил персональную ответственность командиров и комиссаров, назначаемых военными комиссариатами. Командиры полков и военные комиссары назначались Наркомом по военным делам. Декретом СНК 22 апреля было создано 46 губернских и 344 волостных и уездных комиссариатов, а вся республика была разделена на 8 военных округов. ВЦИК утвердил революционную присягу, написанную лично Троцким. Было подчеркнуто, что добровольчество – временный принцип и своего рода компромисс. Оно закреплялось на полгода.
Приказом Наркома по военным делам №300 от 23 апреля 1918 г. во Всероссийское бюро военных комиссаров входили отделы: учетно-распределительный, информационный и инспекторский, а также агитационно-просветительский, переведенный из упраздненной Всероссийской коллегии по организации Красной Армии. В ходе совместной работы в каждом военном комиссариате один из военных комиссаров отвечал за политическую функцию и руководил агитационно-вербовочным отделом. Второй комиссар работал совместно с военруком и скреплял своей подписью его подпись, а также через своих помощников отвечал за работу делопроизводства и отделов строевого, учетного и формирования, общего и хозяйственного.

Так, в Советской России именно военные комиссары стали проводить непосредственную работу по созданию Красной Армии, подбору и назначению командных и комиссарских кадров, агитационно-вербовочную работу среди призывного контингента, а также через своих агитаторов оказывать военным комиссарам частей, находящихся на подотчетной территории комиссариата, помощь в работе с красноармейцами. День образования Всероссийского бюро военных комиссаров является официально Днем рождения института военных комиссаров РККА.

 

      В  борьбе  за  Советскую  Россию.

К середине 1918 года очаги контрреволюции  против Советской власти полыхнули пожаром Гражданской войны. Десанты интервентов начали высадку на юге и Дальнем Востоке. На объединенном заседании ВЦИК и Моссовета 29 июля 1918 года В.И. Ленин впервые заявил о гражданской войне, которая поставила страну на грань катастрофы. Там же выступил Троцкий и заявил о возможности выхода из ситуации с опорой на неиссякаемую энергию коммунистов для чего в каждом полку создать твердое коммунистическое ядро, а для этого необходимо провести партийную мобилизацию. Другой мерой по спасению Советской России должны быть не уговоры по привлечению офицерства в Красную Армию, а их принуждение под контролем военных комиссаров

Или с нами, или смерть! Лишь военные комиссары могут это сделать и никто другой! И если комиссары справа и слева с револьверами в руках увидят, что военспец шатается и изменяет, он должен быть уничтожен – такова формулировка, беспощадная и жестокая по Троцкому!

Уже 29 мая 1918 года, никак не через полгода, ВЦИК объявил об обязательном наборе в Красную Армию в главных промышленных районах. Тем не менее, военные комиссариаты работали неоправданно медленно, не хватало кадров, имущества и денежных средств, отсутствовали необходимые инструкции.

На первом Всероссийском съезде военных комиссаров 6-7 июня 1918 года Троцкий остановился на двух главных функциях в работе военных комиссаров: политического воспитания и контроля за командным составом. Он признал, что принцип добровольчества оправдал себя лишь частично. Комиссар является непосредственным представителем Советской власти в армии и если он видит, что со стороны военного руководителя угрожает опасность революции, комиссар имеет право беспощадно расправиться с контрреволюционером вплоть до расстрела.

Съезд одобрил Положение о военных комиссарах, утвержденное Наркомвоеном 30 мая 1918 года. Военный комиссар – непосредственный военный орган Советской власти при армии, он отвечает за работу всех руководителей и командного состава, не мешая военным специалистам заниматься военной деятельностью, однако при необходимости он может отстранить их от должности и доложить во Всероссийское бюро военных комиссаров. Комиссар обязан поддерживать воинскую дисциплину в части и руководить всей культурно-просветительной работой.

В Москве на V Всероссийском съезде Советов 4 июля 1918 года была принята Конституция, утвержден герб и флаг республики. Конституция закрепила почетную обязанность трудящихся с оружием в руках защищать завоевания революции, а также институт военных комиссаров и военных специалистов.

В работе военных комиссариатов на местах стала проявляться тенденция формирования местных частей и отрядов, а полевую армию в интересах республики хотели создавать только комиссары. Оказалось, что военные комиссары военкоматов не были способны работать во фронтовых частях и требовалось создавать иные структуры.  С появлением в РККА фронтов и армий в июле-августе 1918 года в них стали стихийно образовываться революционные Военные советы и при них политические отделы.

Реввоенсоветы не только руководили военной деятельностью, но и обороной соответствующих губерний и районов, подчиняли себе все имеющиеся там советские и партийные учреждения для обеспечения войск. РВС имели право непосредственно формировать полки и дивизии, подчиняя себе военные комиссариаты. Сформировалась единая структура военных комиссаров в звене батальон, полк, бригада, дивизия под руководством реввоенсоветов армий.

Политические отделы той поры не являлись органами партийной работы. Они создавались как аппарат для организации агитационно-массовой и культурно-просветительной работы, школ ликвидации политической и всеобщей неграмотности. Почти повсеместно заведующие политотделами не являлись членами партии, нередко их возглавляли женщины.

Постановлением ВЦИК от 2 сентября 1918 года для руководства обороной страны был образован Реввоенсовет республики (РВС), как высший орган обороны и управления Красной Армией. Высший Военный совет был упразднен. РВС был подотчетен ВЦИК, который утверждал и его состав. Председателем РВС являлся народный комиссар по военным и морским делам. 14 октября 1918 года Всероссийское бюро военных комиссаров было также подчинено Реввоенсовету республики.

На практике многие военспецы служили в РККА неохотно и зачастую переходили на сторону противника, что вызывало справедливое возмущение красноармейцев и комиссарам вновь и вновь приходилось разъяснять необходимость использования военспецов. Троцкий зачастую в фактах измены военспеца обвинял военного комиссара. как не принявшего своевременных мер, а в приказе от 14 августа 1918 года с угрозой заявил, что если какая-либо часть отступит без приказа, то первым будет расстрелян комиссар, а вторым командир.

Широко известен факт расстрела по личному приказу Троцкого командира и комиссара 2-го Петроградского полка и каждого 10-го красноармейца за бегство с занимаемых полком позиций под Свияжском неподалеку от Казани. Позже Троцкий приказал расстрелять группу военных комиссаров Пермской дивизии 3-й армии Восточного фронта Бакаева, Залуцкого, Зова, Бела-Куна, Мрачковского и Лациса, «допустивших» измену своих командиров-военспецов. Однако этому произволу воспротивился Реввоенсовет армии.

Появились серьезные претензии к деятельности Всероссийского бюро военных комиссаров, которое работой в войсках занималось слабо и свою работу сводило к назначению военных комиссаров и за их работу практически не несло ответственности.

С прибытием в полки и дивизии коммунистов по партийным мобилизациям появилась возможность создавать в ротах, батальонах и полках партийные ячейки, а в дивизиях и армиях стали стихийно возникать партийные комитеты. Нередко они вмешивались в работу комиссаров, пытались контролировать все стороны жизни частей, а кое-где смещали командиров. Назрела необходимость издать Инструкцию партийным организациям Красной Армии и таковая 5 января 1919 года была утверждена ЦК РКП(б).

Инструкция закрепляла за военным комиссаром функцию партийного руководства, партийные организации не должны были вмешиваться в деятельность комиссара и командира. Главной задачей партийных ячеек было поддерживать высокий революционный дух и формировать у красноармейцев высокое классовое и коммунистическое сознание.

На состоявшемся 18 марта 1919 года VIII съезде РКП(б) при обсуждении военного вопроса серьезной критике была подвергнута работа Всероссийского бюро военных комиссаров, осуждена партизанщина в армии, впрочем как и диктаторские замашки Председателя РВС республики Троцкого. Съезд постановил продолжить привлечение военных  специалистов в Красную Армию при неослабном партийно-политическим контролем, переработать воинские уставы, положение о военных комиссарах и реввоенсоветах, упразднить Всероссийское бюро военных комиссаров и создать политический отдел РВС. Политотдел был создан 18 апреля 1919 года и 15 мая был переименован в Политуправление РВС.

К октябрю 1919 года в Красной Армии практически повсеместно оформился институт политруков рот, назначаемых поначалу комиссарами батальонов и полков, а затем и политорганами. Политруки вместе с коммунистами партячеек вели за собой красноармейцев, проводили политические занятия, беседы, читки газет, заведовали ротной библиотечкой, распространяли литературу и агитационные материалы. В Красной Армии насчитывалось более 10 000 политруков.

Как показала Гражданская война в Советской России, ни красногвардейские и лихие партизанские командиры, ни самородки от военного таланта были не способны сдвинуть на борьбу с контрреволюцией серую красноармейскую массу. Повести за собой Красную Армию, то отступавшую, то охваченную могучим боевым порывом смогла триада из тысяч военных комиссаров, десятков тысяч военных специалистов и сотен тысяч коммунистов под руководством Реввоенсовета республики.

К концу Гражданской войны в Красной Армии, насчитывающей более 5,5 миллионов человек, находилось более 300 тысяч коммунистов. Коммунисты стали опорой военных комиссаров по мобилизации красноармейцев на борьбу с врагами Советской власти. Наиболее стойкими по духу в боях против белогвардейцев являлись части и соединения, где партийная прослойка среди личного состава составляла не менее 10 – 15%.

Военные комиссары выступали, как непосредственные организаторы партийно-политической работы и создатели Красной Армии, своим живым словом, убежденностью в правоте дела революции и личным примером они вели за собою бойцов и командиров. Именно комиссары   явились главным звеном привлечения и организации практической работы военных специалистов в армии и на флоте. Беспощадный критик военных комиссаров Л.Д. Троцкий отмечал, что большинство комиссаров превосходные и самоотверженные коммунисты, бесстрашные и бескорыстные, способные умереть за идею коммунизма и заставить умирать других.

Только с помощью военных специалистов Красная армия одержала победы над многочисленными врагами. «Тысячи бывших офицеров, генералов и полковников царской армии нам изменяли, нас предавали и от этого гибли тысячи лучших красноармейцев… Но десятки тысяч нам служат, оставаясь сторонниками буржуазии, и без них Красной армии не было бы…», — заявил В.И. Ленин.

Красные комиссары в годы Гражданской войны совершили подвиг во имя социалистической Родины и она, эта война должна быть записана им в первую голову. Именно комиссары создали из разрозненных групп Красной гвардии, остатков старой армии и партизан многомиллионную Красную Армию. Они переварили и примирили с Советской Россией бывших офицеров. Они своим огнем и железной волей подняли массы крестьян и рабочих на защиту революции.

Интересно, что первый начальник политуправления РВС  И.Т. Смилга считал необходимым даже во время Гражданской войны постепенное упразднение военных комиссаров там, где стоят испытанные люди, сужение коллегиальности в реввоенсоветах армий и фронтов, ибо часто драгоценное время растрачивалось на ненужные разговоры.  Смилга отмечал, что процесс единоначалия в РККА происходил стихийно с назначением на должности единоначальников представителей из среды военных комиссаров, так и военспецов, являвшихся коммунистами. Впрочем, Л.Д. Троцкий неоднократно подчеркивал, что институт военных комиссаров – явление необходимое и в то же время временное, это «леса» строящейся армии.

Комиссарскую закалку приобрели назначенные на командную работу  коммунисты В.К. Блюхер, К.Е. Ворошилов, И.С. Конев, К.А. Мерецков, М.В. Фрунзе, Я.Ф. Фабрициус, И.Э. Якир и многие другие. В то же время непререкаемым авторитетом пользовались у красноармейцев и командно-политического состава военспецы А.И. Егоров, С.С. Каменев, А.И. Корк, Ф.Ф. Новицкий, М.Н. Тухачевский, И.П. Уборевич, Б.М. Шапошников.

 

     По дороге к единоначалию.

По окончанию Гражданской войны напряжение с военных фронтов перекинулось вглубь мирной жизни и удваивалось от лишений военного коммунизма. С именем партии связывались все трудности бытия в издерганной и уставшей от войн стране. Не случайно лейтмотивом многочисленных мятежей и восстаний, прокатившихся по стране, стал лозунг «Советы без большевиков!» Словно предчувствуя надвигающуюся катастрофу, ленинский гений предложением Новой экономической политики на X съезде РКП(б) в марте 1921 года указал главное направление  прорыва из безысходности.

Съезд не мог не затронуть проблемы демобилизации армии и предложил в ходе ее улучшить качественно остающийся личный состав, не допустить массового исхода коммунистов и пролетарского ядра. Съезд рекомендовал сохранить партполитаппарат и его структуру в том виде, как она сложилась в годы Гражданской войны. Однако, в 1921 году из 4,4 млн. человек в РККА осталось 1,3 млн. В 1922 году армия насчитывала 610 тысяч человек, а в 1923 году 562 тысячи. Также стремительно происходила депролетаризация среди личного состава и доля в армии выходцев из рабочих составляла 11 %, среди коммунистов до 40 %, а у комиссаров менее половины.

Демобилизационные настроения в полной мере коснулись и боевого коммунистического ядра Красной армии. Из 111 тыс. коммунистов в 1921 году к концу 1923 года их осталось всего 23 тысячи. Партийная прослойка в армии составила 4 %, повсеместно ротные ячейки самоликвидировались и сохранились не во всех батальонах. На смену пришли стихийно образуемые партийные ячейки в казармах. Предпринятые попытки ЦК РКП(б) взять контроль над ситуацией запоздали. Большинство коммунистов числились по спискам в учетно-распределительных столах при политорганах, а на постоянном учете оставались в местах, откуда они приходили по партийным мобилизациям. На практике, как приходили они, в большинстве своем минуя Полиуправление РВС и политические отделы, не регистрируясь в них, так и уходили в общей массе по демобилизации.

Весной 1921 года ЦК партии принял довольно странное решение о передаче руководства агитационно-пропагандистской и культурно-просветительной работой в армии Главполитпросвету, сугубо гражданской организации, а работники Политуправления и политорганов должны были входить в него на местах как военные секции. Однако, вскоре ввиду несостоятельности Главполитпросвета, в конце ноября ЦК возвратил руководство культпросветработой политорганам Красной армии.

Другой попыткой огражданивания партийно-политической работы в армии являлось решение ЦК включить руководство политорганов и комиссаров частей в состав губернских и местных парткомов по районам дислокации воинских частей и соединений. Губкомам поручалось издавать указания по укреплению воинской дисциплины, устанавливать систему работы и отчетности политсостава. Позже и эта мера не оправдалась и была отменена.

Суть негативных явлений для Красной Армии, связанной с сокращением, не уловил Председатель РВС Л. Троцкий. От него в мирное время потребовались совершенно иные качества, чем в войну. Но, он с головой ушел во внутрипартийную борьбу и терял свои позиции  в армии и государстве.     

После того, как начальник политуправления РВС  В.А. Антонов-Овсеенко 21 декабря 1923 года подписал циркуляр № 200 о проведении партийных конференций в частях Московского военного округа с обсуждением вопросов о передаче функций политорганов в области руководства партийно-политической работы армейским партийным комитетам в ЦК партии не на шутку встревожились и приняли решение о том, что впредь политуправление РВС  с 23 марта 1924 года должно было работать на правах военного отдела ЦК РКП(б). В сентябре 1924 года ПУР РВС было переименовано в Политуправление РККА и включено в структуру наркомата военных дел.

Отдельным пунктом военной реформы 1924 – 1925 гг. стояло введение в течении этого времени единоначалия в армии и на флоте. При этом единоначалие вводилось полное, когда командир-единоначальник выполнял все свои функции командирской работы и нес за них персональную ответственность в т.ч. и за партийно-политическую работу, а комиссар при нем заменялся заместителем по политической части. Неполное единоначалие заключалось в руководстве командиром оперативной, строевой и административно-хозяйственной работой с правом контроля со стороны военного комиссара. При этом командиром-единоначальником мог являться командир с двухгодичным пребыванием в партии.

По своей сути данное положение военной реформы не отвечало требованиям времени и фактически обрекало командиров, доказавших свою преданность Родине на фронтах Гражданской войны  делить власть с военными комиссарами. В 1924 году лишь 31,8% командиров являлись членами партии, а к 1930 году 73%. Так, ввиду отсутствия партийной принадлежности 27%  командиров фактически не могли являться единоначальниками.

В процесс становления единоначалия в Красной Армии и на Флоте 1928 год вошел как год военной оппозиции. На необоснованность затягивания процесса единоначалия обратили в ряде своих статей в армейских журналах военные ученые и преподаватели бывшие военспецы Левичев, Верховский, Подшивалов, Король, Морозов и др. В Ленинградской военно-политической академии им. Толмачева, наоборот, в своих резолюциях коммунисты предостерегали от форсирования проведения единоначалия и опасности отрыва начальствующего состава от партийных организаций и красноармейских масс. На совещании руководящего состава  Белорусского военного округа в мае 1928 года резолюция  «толмачевцев» стала предметом для обсуждения и дополнительно было указано о противоречиях и хозяйственных трудностях в стране, политическом расслоении крестьянства. Было обращено внимание на недостаточность влияния политорганов на все стороны жизни частей, и нелицеприятные выводы о начсоставе, бытующем очковтирательстве и пьянстве.

Дело внутриармейской оппозиции осудил Реввоенсовет СССР и указал на необходимость устранения недостатков в дисциплине и среди начальствующего состава, а также нездоровых отношений и групповой спайки. Требовалось повышать роль политорганов и партийных организаций, развивать критику и самокритику, но кроме приказов и дисциплинарной практики. В постановлении ЦК РКП(б) коммунисты армии и флота призывались к сплоченности и недопустимости трений, а выступления в ВПА и БВО были признаны нездоровыми явлениями.

В то же время в своих выступлениях нарком обороны К.Е. Ворошилов не раз подчеркивал, что процесс единоначалия в армии идет не так, как хотелось бы. Нынешний командир малоподвижен и малоинициативен, не в ладах не только со своими помощниками по политчасти, но и с партийными организациями. В немалой степени этому способствовало слабое политическое обеспечение воспитания командного состава.

В начале 30-х годов нарком РККА  вновь и вновь возвращался к проблеме командиров-единоначальников. «Мы не имеем командира не только хорошо знающего свое дело, но и чувствующего себя командиром всегда и везде и даже тогда, когда он заседает на партячейке. Мы даже не знаем, как его создать… Теперешние части на маневрах ведут себя хуже в сто раз, чем в Гражданской войне и от приемов командира стыдно…» В первую очередь претензии наркома касались партийных организаций и политорганов. Партийная прослойка среди командиров не росла и в 1932 году составила лишь 62%.

В тоже время проблема становления командиров-единоначальников с укреплением сталинского режима и проникновением его влияния не только в самые широкие слои общества, но и Красную Армию, шельмованием оппозиционеров в партии, поиском врагов и шпионов сама по себе откладывалась на неопределенный срок. За общими словами о недостатках в партийном руководстве со стороны начальников политорганов в докладе от 26 ноября 1935 года  прозвучали призывы начальника ПУР РККА Я.Б. Гамарника о необходимости классовой бдительности и борьбе с врагами, поднимать идейно-политический уровень политсостава.

Затянувшийся процесс единоначалия в РККА и на Флоте был связан прежде всего со сторонней позицией ЦК ВКП(б), неудовлетворительной работой Наркомата обороны и ПУР РККА, пустившими данное направление на самотек, на откуп политорганам и партийным организациям. По сути никаких документов по данной проблеме не разрабатывалось и практическая работа в этом направлении не анализировалась. Все ждали, что проблема разрешится сама по себе вместо повседневной работы с командирами, начальниками политорганов и секретарями партийных организаций. Тревожились за это направление, как ни странно, более всего бывшие военспецы…

 

           Глаза  и  уши  красной армии.

Личность Сталина во второй половине 30-х гг. эволюционировала к тирании. Причем, даже среди его ближайшего окружения никто не мог чувствовать себя в безопасности. За чистками в партии в стране развернулись массовые репрессии, волна которых накрыла армию и флот. За ударом по верхушке «военных заговорщиков» во главе с первым заместителем наркома обороны маршалом М.Н. Тухачевским и начальником политуправления РККА Я.Б. Гамарником постановлением ВЦИК и СНК от 10 мая 1937 года в Красной Армии и на Флоте отменялось единоначалие и вводились военные комиссары.

В принятом Положении о военных комиссарах зазвучали ноты, созвучные духу времени, установившиеся в партии и государстве. Военные комиссары помимо проведения партийно-политической работы, наравне с командирами несли ответственность за боевую и мобилизационную готовность частей и подписывали все приказы по части вместе с командирами и единая форма «приказываю» оставалась одна на двоих.

Введение военных комиссаров явилось актом не только отмены единоначалия в армии и на флоте, но, прежде всего, политического недоверия к командирам и начальникам, очередного раздвоения единоличной власти и ответственности. Комиссары есть глаза и уши Советского правительства, так Сталин дописал своей рукой формулировку о комиссарах. Они не должны ходить слепыми, а уметь воодушевлять людей. Роль  комиссаров утроена, они обязаны проверять и контролировать командный состав, как он работает и политически верен, куда гнет…Надо знать командира досконально, контролировать его и давать сведения политорганам о том, что представляет собой данный командир.

К началу ноября 1937 года было репрессировано 7 командующих военными округами, 12 заместителей командующих, 20 командиров корпусов, 36 командиров дивизий, 134 командира полка, подлежали репрессиям 1069 руководящих политработника, уволено из армии 1,5 тысячи политработников. Итак, от политсостава требовалось доносить на командиров и в тоже время они сами были гонимыми.

30 декабря 1937 года начальником ПУР РККА был назначен Л.З. Мехлис с поста главного редактора газеты «Правда».В прошлом бесстрашный комиссар дивизии, после Гражданской войны личный секретарь Сталина. По характеру человек взрывной, подозрительный и жестокий, считавший доверие вождя к нему только его личным правом бороться с врагами за чистоту партии. Мехлис, будучи прямолинейным и невыдержанным, создавал вокруг себя обстановку нервозности и подозрительности.

Мехлис неистово боролся с врагами среди начальствующего состава и особенно ВВС, фактически игнорировал работу вокруг январского 1938 г. Пленума ЦК ВКП(б) « Об ошибках при исключении коммунистов из партии» . Ему старались подражать работники ПУР РККА и в своих донесениях по проверках из войск шельмовали командование объединений, соединений и частей за беспринципность в борьбе с врагами и шпионами.

В июне Л. Мехлис вместе с первым заместителем НКВД  М. Фриновским прибыли на Дальний Восток, где под их прямым воздействием количество репрессированных в Отдельной Дальневосточной армии в июне-июле 1938 года увеличилось в сравнении с предыдущими месяцами в десять раз. Мехлис и Фриновский создали нездоровую обстановку вокруг маршала В.К. Блюхера чем, помимо неудачных действий войск его фронта в военном конфликте с японцами у озера Хасан, предопределили трагическую судьбу видного военачальника РККА, признанного единственным виновником провала советских войск в конфликте. Войска Краснознаменного Дальневосточного фронта, обескровленного массовыми репрессиями и в силу слабой боевой выучки не смогли разгромить японцев, вторгшихся на территорию СССР.

По оценкам Главного Военного совета в 1938 году состояние боевой и политической подготовки РККА было провальным, но из политуправления РККА продолжали поступать призывы к дальнейшей чистке рядов, вместо того, чтобы ориентировать командно-политический состав вплотную заняться боевой учебой подчиненных им соединений и частей, перестать перекладывать всю вину за неудачи на своих предшественников.

В военном конфликте с японцами в мае 1939 года на реке Халхин Гол войска 57-го стрелкового корпуса ожидала участь дальневосточников в силу неуверенного управления войсками со стороны командования корпуса и дивизий , неудовлетворительной обученности личного состава и его слабой морально-психологической устойчивости. Но, положение спас Г.К. Жуков, вступивший в командование корпусом по приказу И.В. Сталина. Жукову удалось тщательно подготовить операцию, не дать подмять себя высшему начальству в лице маршала Кулика, командарма 2-го ранга Штерна и разгромить противостоящую группировку японской Квантунской армии.

В войне с Финляндией, развязанной Советским Союзом за определенные территориальные выгоды, с ноября 1939 г. по март 1940 года,  РККА действовала неудачно, хотя и одержала победу над противникам, добившись определенных территориальных уступок. Потери Красной Армии составили по личному составу пять к одному в пользу противника, а также 1500 танков и 700 самолетов. Наряду со слабой подготовкой войск и ошибками в управлении соединениями и частями командного состава, личный состав показал низкое политико-моральное состояние, во многих случаях растерянность и неуверенность в своих силах.

В ходе «зимней войны» партийно-политическая работа зачастую не отвечала конкретным задачам, а политработники проявили низкую профессиональную подготовку и низкие моральные качества. Многие из них и, особенно призванные из запаса, не шли к личному составу, просиживали с командирами на документами в землянках, не вели работу по укреплению воинской дисциплины, пресечению дезертирства, да и обучены умению ее проводить не были. Агитационно-пропагандистская работа на всех уровнях проводилась на крайне низком уровне. ПУР РККА ошибочно, как считал т. Сталин, на первый план выдвинул задачу интернациональной помощи финскому народу вместо задачи по обеспечению безопасности Северо-Западных границ, Ленинграда и возможного превращения Финляндии в плацдарм войны против СССР.

По итогам войны с Финляндией 29 июля 1940 года Политуправление РККА  было переименовано в Главное управление политической пропаганды Красной Армии, а 12 августа 1940 года Указом Президиума  Верховного Совета СССР в Красной Армии и на Флоте было введено единоначалие и отменен институт военных комиссаров. Вводился институт заместителей командиров по политической части до корпуса включительно, а в округах и объединениях политические управления и политические отделы переименовывались в отделы и управления политической пропаганды и агитации, а их начальники назначались заместителями командующих по пропаганде и агитации.

Данное положение явилось необходимым следствием правильного понимания роли единоначалия в управлении войсками и появления института заместителей командиров по политической части, которые могли всецело заниматься организацией партийно-политической работой, не отвлекаясь на выполнение комиссарских обязанностей, мешающих прямому предназначению политсостава. В акте передачи дел от т. Мехлиса т. Запорожцу, новому начальнику ГУПП РККА, отмечалось что некомплект политсостава от 70 098 чел. по штату составил 4008 чел., 77,36% политработников имело военно-политическое образование в объеме военно-политических училищ и курсовой подготовки, более половины имели военное образование лишь в объеме полковой школы…
Однако, ГУПП РККА лишилось поддержки ЦК ВКП(б), как отдела ЦК и права издавать самостоятельно директивы по вопросам партийно-политической работы. Коренные вопросы партийно-политической работы впредь могли рассматриваться только на Главном Военном Совете РККА и на практике их рассмотрение неоправданно затягивалось.

В целом, перестройка партийно-политической работы не коснулась ее содержания и поэтому с подписанием мирных договоров с Германией политпропаганда стала на путь умиротворения и замалчивания агрессивной сущности германского фашизма. Тематика политических занятий и Красноармейский учебник по политическим занятиям утонули в обсуждениях на Главном Военном Совете РККА и в войска перед войной не поступили.

Впрочем, докладная записка начальника ГУПП А.И. Запорожца на имя секретаря ЦК ВКП(б) А.А. Жданову от января 1941 года о недостатках в военной пропаганде, воспитании у воинов армии и флота патриотизма и высокого воинского духа была положена, как говорят, под сукно. Сталин и его окружение ничего не хотело слышать о надвигающейся войне и на поступающую и достоверную информацию никак не реагировало. В то же время, резкий переход от вражды к дружбе с фашистами уничтожал систему ранее существовавших идеологических ориентиров, ошеломил и дезориентировал массовое сознание населения страны и ее защитников.

 

     В условиях чрезвычайных мер.

Наряду с просчетами высшего военно-политического руководства СССР в подготовке военной организации  к отражению агрессии фашистской Германии, в условиях наличия и функционирования в стране системы военно-политической диктатуры во главе с И.Сталиным, неизбежно ведущей к субъективизму и авторитаризму в принятии решений по вопросам обороноспособности, следует отметить, что лишь единицы из числа руководящего состава РККА привели подчиненные войска и силы в боевую готовность и организованно встретили врага. Большинство командующих и командиров, задавленных страхом от проводившихся чисток и противоречивости поступавших указаний, оказались не готовы взять ответственность на себя и уверенно управлять подчиненными войсками.

Помимо пагубного влияния репрессий на политико-моральное состояние командно-политического состава другим, не менее важным обстоятельством отсутствия у них таких необходимых качеств, как ответственность, решительность и инициатива в пределах своих полномочий, стала политика, проводимая в армии и на флоте по укреплению единоначалия. Чередование ответственности командных кадров за состояние дел в подчиненных войсках с военными комиссарами в боевой обстановке неизбежно проявилось на проявлении ими необходимых командирских и волевых качеств.

Осознав, наконец, что началась война с Германией, а не массовые провокации пограничного характера, Сталин и его ближайшее окружение начали срочно формировать органы государственного и военного управления, без которых невозможно было организовать отпор врагу. Были созданы Ставка Главного командования, а затем Ставка Верховного Главного командования во главе с Верховным Главнокомандующим И.В. Сталиным, Государственный Комитет Обороны, Совет по эвакуации.

По решению Политбюро ЦК ВКП(б) и Президиума Верховного Совета СССР от 16 июля 1941 года Указом «О реорганизации органов политической пропаганды и введении института военных комиссаров в РККА». В соответствии с указом ГУПП РККА было преобразовано в Главное политическое управление Красной Армии. Управление и отделы политической пропаганды превращались в политуправления и отделы. Военные комиссары вводились во всех полках и дивизиях, штабах, военно-учебных заведениях и учреждениях Красной Армии, а в ротах, батареях и эскадронах – политруки.

Военные комиссары должны были, помимо руководства партийными и комсомольскими организациями, подписывать все приказы командиров и вместе с ними проводить их в жизнь, сигнализировать командованию о пораженческих настроениях. Также, в Положении о военных комиссарах от 20 июля 1941 года требовалось пресекать панические настроения и укреплять политическую работу в частях, попавших в окружение. Политработники должны были помимо своих функций взять на себя ответственность за военную работу на фронте и оказывать помощь командирам не только в области политической, но и военной. В июле 1941 года на укомплектование должностей военных комиссаров было мобилизовано 27 000 партийных работников, а до ноября месяца еще около 20 000.

Опуская рассуждения о введении военных комиссаров в 1937 году, пожалуй, единственным обстоятельством введения военных комиссаров как в 1918, так и в 1941 годах была смертельная опасность для Советского государства. Но, в Гражданскую в Красной Армии не было командиров и пришлось привлекать военных специалистов, а к июлю 1941 года уже выросло целое поколение и те, кто воевал за Советскую власть даже рядовыми, получили достаточный опыт и имели соответствующее военное образование, приобрели необходимые командирские качества. Однако, получалось так, что вновь командирам приходилось делить власть и полномочия с комиссарами, да еще и в военной области, в которой военные комиссары в силу своей недостаточной военной подготовки ничем помочь не могли.

О многом говорило назначение на должность начальником Главного политического управления РККА Л.З. Мехлиса, годом ранее отстраненного с почетом за упущения в работе. Без сомнения, он имел личную протекцию вождя, считавшего, что именно Мехлис способен придать импульс уже опробованной структуре, чтобы остановить врага, а в окружении сражаться до последнего солдата. Им лично была отредактирована и направлена в войска программа для подготовки комиссаров и политработников. Она представляла  своеобразный набор штампов и призывов, не носила поучительный характер для живой и непосредственной работы с людьми. В ней требовалось драться до последней капли крови и не терять перспективу борьбы, а военным комиссарам надлежало быть воинствующим большевиком, образцом отваги и храбрости, отцом и душой воинской части и, конечно же, глазами и ушами большевистской партии…

Тем не менее, обстановка в действующей армии, как и доклады групп ГлавПУ РККА, свидетельствовали, что улучшения работы с людьми не наблюдалось. Личный состав тысячами сдавался в плен, С прибывшим пополнением никто не работал и оно сразу же бросалось в бой, информирование и беседы с бойцами не  проводились. Политсостав свою работу не планировал и зачастую не охватывал своим влиянием коммунистов и комсомольцев. Запущена политико-воспитательная работа была в запасных частях и военно-учебных заведениях. Прибывающих по мобилизации политбойцов, предназначавшихся парторгами рот и политруками, отправляли на передовую в составе маршевых рот, чтобы заткнуть очередную брешь в боевых порядках.

Получила широкое распространение практика подмены живой и целеустремленной работы с людьми сиюминутными чрезвычайными мерами устрашения и нагнетания страха. Приказ Народного комиссара обороны т. Сталина № 0391 от 4 октября 1941 года «О фактах подмены воспитания в РККА репрессиями» потребовал от военных комиссаров восстановить в правах воспитательную работу, повести борьбу в частях за сочетание мер убеждения и принуждения. Начальник Глав ПУ РККА  Л. Мехлис в директиве «О недостатках и ближайших задачах пропагандистской и агитационной работы в частях Красной Армии» призвал политсостав повернуться лицом к проведению агитации для мобилизации всех сил для отпора врагу и проявлять в ней целенаправленность и эффективность.

К сожалению, по-прежнему в агитационной и пропагандистской работе с людьми преобладали казенщина и формализм, работники политорганов и военные комиссары растворялись в большом объеме административно-хозяйственной деятельности, перекладывали ведение партийно-политической работы на вторых лиц, обучением партийного и пропагандистского актива не занимались.

За неудачи на Крымском фронте Л.З Мехлис был снят с должности и новым начальником ГлавПУ РККА  с 12 июня 1942 года стал опытный партийный работник первый секретарь Московского горкома и областного комитета ВКП(б), секретарь ЦК ВКП(б) А.С. Щербаков. Новое назначение означало совершенно другой стиль руководства, изменение содержания, форм и методов партийно-политической работы в Красной Армии. Щербаков четко уловил причины низкой эффективности ППР. По его мнению, военные комиссары всех уровней превратились в плохих операторов и просиживали над картами боевых действий, как и командиры, вместо того, чтобы идти к бойцу и работать с ним, очищаться от формализма и бюрократизма, умело вести устную пропаганду живым и доходчивым словом.

С согласия ЦК ВКП(б) при ГлавПУ РККА был создан Совет военно-политической пропаганды куда вошли видные работники партии. Совет на своих заседания оперативно рассматривал давно назревшие вопросы перестройки политической работы, пропаганды и агитации, формы и методы работы политуправлений фронтов и политорганов действующих армий, о состоянии работы 7-х отделов спецпропаганды, о работе с населением оккупированных территорий и др.

Своеобразным ответом на продолжающиеся неудачи на фронте и потерю огромной территории страны стал приказ НКО СССР № 227 «О мерах по укреплению дисциплины и порядка в Красной Армии и запрещении ухода с боевых позиций», который вошел в историю как приказ «Ни шагу назад!» с набором мер для восстановления дисциплины и порядка вплоть до предания суду отступающих, формирования штрафных рот и заградотрядов. Вместе с тем в приказе четко просматривался укор всей системе партийно-политической работе в Красной Армии, не способной мобилизовать личный состав на отпор врагу, бессилию комиссарского состава повлиять на морально-психологическую стойкость частей и соединений. Во многом приказ № 227 мог способствовать проявлению необоснованных репрессий, увлечению административными методами, но все же приказ должен был стать частью большой работы с людьми в сочетании с принимаемыми мерами по укреплению стойкости частей, чтобы любой ценой остановить врага.

Между тем, после выхода приказа обстановка на фронтах продолжала ухудшаться. Немцы на отдельных участках вышли к Волге у Сталинграда, рвались к Грозному и на Туапсе к Черноморскому побережью. К середине 1942 года в результате потерь 2/3 из общего числа политработников составляли призванные из запаса. В 1941-1942 гг. несколько военно-политических училищ были в полном составе направлены на фронт. В июле 1942 года из 16 военно-политических училищ были направлены на фронт рядовыми 4500 курсантов. В Сталинграде героически сражалось Сталинградское военно-политическое училище.

Неувядаемой славой покрыли себя политруки рот. В августе 1941 года в бою под Великим Новгородом грудью закрыл вражеский пулемет политрук 125-го танкового полка А.К. Панкратов, 7 ноября в Крыму бросился под фашистский танк со связкой гранат политрук Н.Д. Фильченков, на всю страну прогремел подвиг группы красноармейцев- панфиловцев во главе с младшим политруком В.Г. Клочковым-Диевым, задержавших 50 вражеских танков у разъезда Дубосеково. В 1942 году продолжил эстафету героев отважный политрук 7-й роты 71-го полка 30-й стрелковой дивизии Г. Гардеман. Он со связкой гранат бросился под вражеский танк, а бойцы роты уничтожили еще 9 танков и остановили немцев.

В тяжелейшее для страны время, когда в Генеральном штабе РККА только-только вызревал замысел операции «Уран» по окружению немцев под Сталинградом, задыхался в блокаде Ленинград и истекали кровью войска Западного фронта под Ржевом,  совершенно неожиданно для основной массы командно-политического состава было принято решение об упразднении института военных комиссаров и введении полного единоначалия. Указ об этом от 9 октября 1942 года гласил, что должности военных комиссаров подлежат замене соответствующими заместителями командиров по политической части. Отныне командир-единоначальник отвечал за боевую и мобилизационную готовность, а также за политико-моральное состояние, воинскую дисциплину и партийно-политическую работу вверенного ему подразделения, части, соединения и объединения.

Ведение полного единоначалия не принижало роли и значения политической работы в армии и на флоте, а, наоборот, с высвобождением политработников от военных функций и возможности их полностью сосредоточиться на своем конкретном предназначении, ей придавался новый импульс и более широкий размах. Наконец-то, обстоятельства самой кровопролитной войны, которую вел Советский Союз против фашистской Германии, привели военно-политическое руководство страны к пониманию того, что институт военных комиссаров в Красной Армии, обладающей глубоко преданными командными кадрами, является тормозом не столько в воспитательной работе с личным составом, сколько в управлении войсками и силами в целом.

Постановлением ГКО от 24 мая 1943 года был упразднен институт заместителей командиров рот по политической части, что позволило высвободить более 130 тысяч офицеров для перевода на командные должности. В ротах вводились назначаемые парторги и одновременно упразднялись помощники заместителей по политической части командиров рот. Не подлежала коренной перестройке лишь деятельность Военных советов фронтов и армий, в которых коллективная ответственность складывалась из конкретной персональной ответственности каждого члена Военного совета за порученный участок работы.

Институт заместителей командиров по политической части позволил политорганам, политическому составу, партийным и комсомольским организациям сосредоточиться на живой работе с людьми и внести свою достойную лепту в достижение полной победы над врагом. Вплоть до начала девяностых годов прошлого века в условиях функционирования в обществе однопартийной системы заместители командиров по политической части являлись надежными помощниками командиров в обучении и воспитании личного состава Советской Армии и Военно-Морского Флота.

Опыт функционирования института военных комиссаров в РККА убедительно показал, что его введение целиком было оправдано в условиях строительства новой армии и отсутствия подготовленных и надежных командных кадров для установления жесткого контроля над привлекаемыми военными специалистами из старой армии.

Организация воспитательной работы в современных Вооруженных Силах России должна строиться с учетом накопленного опыта в РККА и Советской Армии прежде всего в условиях устойчивости ее структуры, соответствия ее требованиям времени и наличия необходимой системы по подготовке высокопрофессиональных кадров, способных умело работать с людьми по воспитанию истинных патриотов Родины.

Введение института военных комиссаров в той или иной степени может быть оправдано контрольными функциями в армиях государств с неустойчивыми политическими режимами в целях защиты конституционного строя.

 

            Литература и источники.

  1. Троцкий Л., Моя жизнь, т. 2, Лондон, 1985 г.
  2. Волкогонов Д., Троцкий,т. 1, М., Новости, 1988 г.
  3. Смилга И. Военные очерки, статьи и речи по вопросам Красной Армии, Экватор, 1923 г.
  4. Петров Ю., Строительство политорганов, партийных и комсомольских организаций армии и флота., Воениздат, 1968 г.
  5. История Гражданской войны, т. 3, ИПЛ, 1957 г.
  6. Линдов Г., О политической работе и политических работниках на фронте, Агитпросвет, Губвоенкомат,г. Харьков 1919 г.
  7. Гусев С., Гражданская война и Красная Армия, Госиздат, 1958 г.
  8. Бокарев В., VIII-й съезд РКП(б), ИПЛ, 1990 г.
  9. Антонов-Овсеенко, Строительство Красной Армии в революции, М., Красная звезда, 1924 г.
  10. РГАСПИ, ф. 17, оп. 109, д. 164, л. 8.
  11. Рыбас С. Сталин. М. Молодая Гвардия, 2012 г.
  12. Партийно-политическая работа в Красной Армии. Документы 1921-1929 гг., Воениздат, 1981 г.
  13. РГВА, ф. 9, оп. 6, д. 22 ч. 2.
  14. ВПА им. Толмачева. Внутриармейская оппозиция. Ленинград 1929 г.
  15. РГАСПИ, ф. 74, оп. 1, д. 154.
  16. Зимняя война 1939-1940 гг., Исследования, Документы, Комментарии, М.,Академкнига, 2009 г.
  17. Партийно-политическая работа в Красной Армии ( 1929-1941 гг.), ЦАГАСА, Воениздат, 1985 г.
  18. Гурьянчик В., Красная Армия в борьбе за Европу ( 1939-1941 гг.), Ярославль, 2006 г.
  19. Партийно-политическая работа в Советских Вооруженных Силах в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., Воениздат, 1963 г.
  20. Идеологическая работа КПСС на фронте 1941-1945 гг., Воениздат, 1960 г.
  21. ЦАМО, ф. 32, оп. 11289, д. 167, оп. 11302, д. 4, 21-22, оп. 11314, д. 7.
  22. Земцов В., Красные комиссары на фоне эпохи: от подвига до забвения, М, Граница, 2015 г.

 

Полковник в отставке Земцов Виктор Сергеевич, член Союза писателей России, лауреат премии Клуба военачальников РФ.

На фото: Политрук. Сталинград, 1942 год. Фотограф Аркадий Шайхет.

Добавить комментарий