Лучший тяжёлый танк Второй мировой войны.

11 сентября – день танкиста

 

ИС-2 («Иосиф Сталин») стал самым массовым тяжёлым танком Великой Отечественной войны. В нём советские конструкторы реализовали идеи, ставшие эталоном для мирового танкостроения на многие десятилетия. Путь к этому успеху был не простым.

Из сказки в быль
После окончания Гражданской войны промышленность в СССР обладала возможностями лишь для ремонта бронетанковой техники, захваченной в боях с интервентами и белогвардейцами. В 1928 году в стране началась реализация первого пятилетнего плана. В рамках его выполнения создавалась промышленная материально-техническая база, в том числе с большими возможностями по крупносерийному выпуску бронетанковой техники. Успешное достижение намеченных рубежей позволило военным начать планирование по перспективному развитию вооружения и военной техники.
17–18 июля 1929 года на заседании Революционного Военного Совета (РВС) СССР утверждена Система танкотракторного и авто-броне вооружения РККА. В протоколе заседания отмечено: «По отношению к большому танку ограничиться пока теоретической разработкой вопроса, предложив ВПУ ВСНХ к 1 октября 1930 г. представить эскизный проект, после чего и решить вопрос о включении его в систему вооружения».
Работы над первенцем в линейке советских танковых тяжеловесов затянулись. В начале 1932 года, после завершения эскизного проектирования, изготовили полноразмерную деревянную модель экспериментального двухбашенного Т-30. Её признали неудачной, и работы по ней прекратили.
Более успешно обстояли дела с пятибашенным Т-35, созданным в 1933 году в конструкторском бюро Ленинградского завода опытного машиностроения № 185 имени С.М. Кирова. Правда, его выпустили малой серией в количестве шестидесяти машин. В довоенный период он в основном выступал в роли звезды военных парадов и демонстрационного образца военной мощи.
В дальнейшем не вышли на крупносерийный уровень и проекты многобашенных танков Т-100, СМК. По мнению историков, в СССР появление этих машин обусловила военная теория, навязываемая Тухачевским. «Многоголовым монстрам» отводилась роль танков прорыва, которые, выйдя на передовую, должны взломать оборону врага. В сказочной теории всё красиво. На практике такое «многоголовое чудо-юдо» имело низкую манёвренность, малую техническую надёжность и слабую бронезащиту. На начальном периоде ВОВ в большинстве случаев танки Т-35 вышли из строя, не дойдя до линии фронта.
Справедливости ради надо отметить, успешная реализация планов первой пятилетки позволило приступить к серийному выпуску танкеток, малых и средних танков, находившиеся на различных стадиях создания, которые прошли госиспытания. В 1930 году построили 170 танков. Годом начала крупносерийного выпуска танков стал 1931 год, когда на заводах оборонки построили 740 танков, а в 1932 году – уже 3121.
Параллельно с этим создавались научно-исследовательская и конструкторская базы, шла подготовка кадров. Активно изучался зарубежный опыт, проектировались новые машины. Именно в эти годы начали своё становление в танковой тематике многие будущие легендарные личности, в том числе Михаил Кристи, Семён Гинзбург, Николай Барыков, Михаил Кошкин.
5 февраля 1937 года в Кремле под председательством наркома обороны Климента Ворошилова при участии руководителей партии и правительства, высшего комсостава, группы участников боёв в Испании, главных конструкторов и работников оборонпрома прошло совещание. На нём обсуждались уроки гражданской войны в Испании. Особое внимание уделялось планам по совершенствованию советской военной техники.
С докладом о бронетанковом вооружении выступил первый в истории Красной Армии танкист, удостоенный звания Героя Советского Союза Поль Арман. Боевой опыт показал, что «конструкторам надо обратить свои мысли на усиление броневой защиты танка. Было бы неплохо иметь и помощнее пушки для поражения огневых точек врага». Не менее актуальной признали необходимость повышения подвижности танка на поле боя.
Последовавшая ревизия проектов и реализации намеченных планов по развитию бронетанковой техники показала, что в большинстве случаев промышленность при попустительстве ряда структур Наркомата обороны, мягко говоря, топталась на месте. Правительство приняло необходимые меры по ликвидации последствий тухачевщины. Ряд должностных лиц распрощались со своими руководящими постами.
Назначенный в 1938 году на должность директора Ленинградского Кировского завода (ЛКЗ) – Исаак Зальцман активизировал работы действующего при предприятии конструкторского бюро. 19 декабря 1939 года на вооружение принят созданный на ЛКЗ тяжёлый танк КВ (Клим Ворошилов), вооружённый 76-мм пушкой. Главная особенность машины – конструкторы отказались от многобашенности у тяжёлого танка.
В феврале 1940 года на вооружение приняли КВ-2 с 152-мм гаубицей М-10. По техзаданию военных его создали на ЛКЗ для уничтожения долговременных оборонительных сооружений. Танк имел много существенных ограничений по эксплуатационному и боевому применению. Во время Великой Отечественной войны он не выпускался.

В марте 1944 года ИС-85 и ИС-122 переименовали соответственно в ИС-1 и ИС-2

В лихую годину
18 апреля 1942 года начальник 2-го отдела Наркомата танковой промышленности (НКТП) инженер-конструктор, военинженер 1-го ранга Гинзбург на адрес председателя Государственного Комитета Обороны Сталина, заместителя председателя Совнаркома Молотова, заместителя наркома обороны – начальника Автобронетанкового управления РККА Федоренко и заместителя наркома танковой промышленности Горегляда направил докладную записку «По вопросу создания современного тяжёлого танка прорыва ИС». В ней он отметил: «Опыт Отечественной войны показал, что одной из характерных особенностей современных боевых действий является преодоление мощных укреплений – дотов и дзотов на важнейших стратегических рубежах.
Нет сомнений в том, что по мере продвижения наших войск на Запад они будут встречать укрепления, всё более мощные и лучше вооружённые артиллерией и оснащённые минными полями».
На основе глубокого анализа и при учёте имеющихся у страны средств Семён Гинзбург сделал предложение: «Для комплексного решения этой задачи требуется мощная артиллерийская установка с калибром не менее 152-мм. Эта установка должна быть защищена тяжёлой бронёй и обладать высокой проходимостью и манёвренностью. Таким требованиям может удовлетворять только тяжёлый танк, вооруженный 152-мм пушкой и тяжёлой бронёй 120–150 мм толщиной».
В представленном документе было аргументированно обоснованы возможные пути решения, связанные с выбором артиллерийской системы, типа самохода. По его оценке: «Радикальным решением настоящей задачи может явиться только новый тип тяжёлого танка прорыва, вооружённого основной артиллерийской системой МЛ-20 и защищённого броней 120—130 мм. Исходя из имеющегося опыта, можно гарантировать постройку этого танка с использованием дизель-моторов В-2 с достаточной защищённостью, манёвренностью и с круговым обстрелом из 152-мм пушки МЛ-20 при боевом весе до 100 т и весе его неразборной части для перевозки по железной дороге не свыше 60 т. Проект характеристики такого типа танка «ИС» при сём прилагаю».
Гинзбург имея 13-летний опыт конструктора-танкиста и руководителя танкового конструкторского бюро, испрашивал разрешение на решение задачи постройки нового танка с полной гарантией за качество и в минимальные сроки. Его просьбу не удовлетворили. Тема тяжёлого танка осталась у эвакуированного в Челябинск Кировского завода (ЧКЗ).
Однако Красная Армия после успешного контрнаступления под Москвой не только планировала дальнейшие успешные наступательные действия, но и обозначила для промышленности так называемую работу над ошибками.
Ещё в начале 1942 года из действующей армии массово пошли жалобы на поломки коробки передач на КВ-1. Причины дефектов были связаны как с перегрузом машины, которая после ряда доработок весила уже около 50 тонн, так и возросшими эксплуатационными нагрузками по причине боевого применения на бездорожье в зимний период. При этом произошло снижение качества изготовления. На место мобилизованных в армию к станкам встали рабочие с низкой квалификацией.
16 февраля 1942 года в НКТП вышел приказ о создании в Челябинске Опытного танко-моторного завода № 100 с конструкторским бюро перспективного проектирования для выполнения функции опытно-экспериментального производства. Созданная структура взаимодействовала с Техсоветом наркомата, в котором работали выдающиеся советские учёные. Они занимались созданием теоретического задела по конструктивным решениям для перспективных танков.
На заводе № 100 проводили проверку теоретических наработок. На нём занимались и отработкой технологий изготовления узлов, агрегатов, проверкой их надёжности, ресурса при длительной эксплуатации. Проводились на предприятии и работы, связанные с усовершенствованием, изготовлением новых образцов танков и моторов. Для этих целей завод имел – литейный, кузнечно-термический, механический и инструментальный цеха. С первого дня деятельности на предприятии шли активные работы по теме тяжёлых танков.
20 марта 1942 года вышло Постановление ГКО, обязавшее поднять качество устанавливаемых на КВ-1 двигателей и коробок передач. Одновременно с этим велись работы по модернизации танка, который потом стал известен как КВ-1с («скоростной»).
Изначально машину планировали оснастить более мощным двигателем и новой коробкой передач, которая конструировалась в двух вариантах. Группа Николая Шашмурина, работавшая в организованном на базе ЧКЗ опытном заводе № 100, сконструировала коробку передач, показавшую на испытаниях улучшенные ходовые качества танка, а её надёжность превосходила старую на порядок.
Работы по модернизации продолжили – облегчили корпус танка. Общий вес машины уменьшили и за счёт изменения её ходовой части, которая стала к тому же более надёжной. Сделали и другие конструктивные усовершенствования.
Конструкторы работали и над другими проектами. По оценкам историков, наиболее полно требованиям военных отвечал тяжёлый КВ-13 с манёвренностью среднего танка. Он в документах завода № 100 именовался как ИС-1 и находился на заключительном этапе создания. По большому счёту оставалось провести госиспытания и приступить к подготовке для производственных мощностей его серийного выпуска. На этот период потребности армии обеспечивались бы изготовлением КВ-1с, для которого не требовалось перестраивать конвейерную линию.
В мае 1942 года для СССР после харьковской катастрофы ситуация на фронте изменилась в худшую сторону. Сказывались большие потери, в том числе по танкам – более тысячи машин.
3 июля 1942 года вышло Постановление ГКО «О танках Т-34 и Т-70». ЧКЗ получил задание – организовывалось производство Т-34. Работы по другим проектам отложили до лучших времён. Однако госиспытания КВ-1с продолжили. 20 августа после их успешного завершения машину приняли на вооружение.
Первые КВ-1с поступили в войска в ноябре – декабре 1942 года. При этом документы того времени свидетельствуют, к концу 1942 года танк КВ-1с считался тяжёлым де-юре, а фактически по огневой мощи не отличался от более простого в производстве среднего танка Т-34 и сильно уступал ему по манёвренности.
База для танка Победы
23 февраля 1943 года нарком НКТП Исаак Зальцман направил на имя заместителя председателя ГКО Вячеслава Молотова письмо, в котором сообщал о проделанной работе по созданию тяжёлого танка. Он заявил: «…Считаю необходимым просить вас разрешить срочно изготовить два опытных образца и предъявить их на государственные и войсковые испытания с тем, чтобы немедленно после утверждения Правительством, поставить их на серийное производство на Кировском заводе». Нарком уверял, что работа будет выполнена за две недели.
Ответом Зальцману стало принятое на следующий день Постановление ГКО «Об изготовлении опытных образцов танков ИС (Иосиф Сталин)». ЧКЗ и завод № 100 обязали изготовить и предъявить на госиспытания два опытных образца танков ИС.
Однако истинное положение отличалось от заявленного наркомом. Через две недели танки не вышли на испытания. Ранее проведённые разработки с учётом накопленного проектного материала и опыта боевого применения танков со всей очевидностью свидетельствовали – тяжёлому танку необходимо кардинальное развитие, но оно имеет разные направления с существенными различиями. Конструкторы оказались на перепутье и теряли время, ожидая решения руководства НКТП по выбору пути дальнейшего продвижения в этой теме.
Итак, первое направление развития, модернизация КВ-1с или КВ-13 до уровня КВ-85 с 85-мм пушкой. В дальнейшем усилить вооружение машины путём установки пушки калибра 100 мм. Этого варианта придерживались нарком Исаак Зальцман, руководство ЧКЗ, в том числе и Николай Духов, назначенный на должность главного конструктора 26 июня 1943 года.
Второе – создание нового тяжёлого танка с более высокими боевыми характеристиками по огневой мощи, бронезащите, манёвренности. Здесь застрельщиком стал Николай Шашмурин, настаивавший на создании так называемого танка предельных параметров со 122-мм пушкой. Его предложения не получали положительного отклика в НКТП и ЧКЗ.
Приоритеты изменились, когда 28 июня 1943 года за провал в реализации ряда постановлений ГКО Зальцмана освободили от должности наркома и перевели на руководство ЧКЗ. Вячеслав Малышев вновь возглавил НКТП и скорректировал работу наркомата по перспективам развития бронетанковой тематики.
– Проектировать новый танк и создавать одновременно новые узлы и агрегаты в ходе войны это означает, что в серию пойдет сырая, неотработанная машина, – заявил Малышев. – Следовательно, необходимо непрерывное совершенствование основных агрегатов.
По его мнению, только то проектирование в условиях войны обеспечит успех, быструю постановку машины на серийное производство, которое базируется на заранее отработанных узлах и агрегатах.
НКТП пошёл по пути последовательной и поэтапной реализации проектов по КВ-85, ИС-85, ИС-122.

Только то проектирование в условиях войны обеспечит успех, быструю постановку машины на серийное производство, которое базируется на заранее отработанных узлах и агрегатах

Тяжёлый универсал
В рамках выполнения постановления ГКО 4 сентября 1943 года первым финишировал ИС-85. В 1943 году выпустили около 70 машин, а в начале 1944 года еще 40 танков ИС-85. На этом его выпуск прекратили, но эксплуатировали до конца войны. Причиной этому послужил запуск в серию тяжёлого танка
ИС-122. Его приняли на вооружение 31 октября 1943 года. Этот тяжёлый танк стал апогеем творческой деятельности Николая Шашмурина, возглавившего в тот период ОКБ завода № 100.
Компоновку ИС-122 выполнили по классической схеме и с кормовым расположением трансмиссии. В носовой части корпуса машины расположили отделение управления с местом механика-водителя. В этой наиболее защищённой части машины расположили топливные баки. В боевом отделении, располагавшемся за отделением управления и занимавшем среднюю часть корпуса танка, разместили рабочие места заряжающего (справа от пушки), командира башни – наводчика (слева от пушки), командира танка (за наводчиком). За боевым отделением находилось отделённое от него перегородкой – моторное отделение. Для удобного ремонта и обслуживания агрегатов моторно-трансмиссионной группы крышу этого отделения сделали съёмной, а верхняя кормовая бронеплита откидывалась на петлях.
Основным вооружением стал танковый вариант 122-мм нарезной пушки А-19 под индексом Д-25Т, с боекомплектом – 28 выстрелов раздельного заряжания.
На танке ИС-122 имел особенность и штатный состав экипажа, состоявший из четырёх человек. Он состоял из двух офицеров – командира танка и старшего механика-водителя, а также двух сержантов – наводчика орудия и заряжающего (он же младший механик-водитель).
Новый тяжёлый танк высоко оценивался военными не только по высокой огневой мощи 122-мм орудия, но и по ряду других его характеристик. В частности, он был легче «Тигра» почти на 11 тонн, а по бронезащите превосходил германского зверя в 1,5 раза.
ИС-122 имел самый высокий показатель отношения массы брони к массе всего танка – 47 процентов. Таким же высоким был объём боевого отделения к общему объёму машины – 49,2 процента, а относительный объём моторно-трансмиссионного отделения составлял 38,6 процента. Он в сравнении с показателями Т-34 имел двух-трёхкратное превосходство по броневой защите, семикратное – по огневой мощи и равную манёвренность.
Уникально танковая новинка выглядела и с других позиций. На ИС-122 осуществили значительную даже по тем временам экономию стратегических материалов. В финансовом плане применение токов высокой частоты для закалки валов и шестерён давало заводу свыше 25 миллионов рублей ежегодной экономии.
На тяжёлом танке ИС-122 с целью обеспечения высокой боевой эффективности и технической надёжности применили ряд сложных и трудоёмких узлов. Однако их изготовление не повлияло на общие трудозатраты, а по сравнению с танком КВ-1с было ниже на 35 процентов. Торсионная подвеска по трудоёмкости была на 30 процентов менее, чем пружинная у Т-34.
Имелись и определённые трудности. До начала 1944 года за два месяца требовалось выпустить несколько десятков машин для отдельных гвардейских тяжёлых танковых полков прорыва. В этот период ИС-122 не использовались в боевых действиях. Выполнялась доводка танков: устранялись дефекты, связанные с освоением новых технологий, велись работы по улучшению качества узлов и агрегатов, повышению их надёжности.
Здесь следует отметить, что обычно период освоения нового танка длится в среднем три года. Во время ВОВ освоение бронетанковой техники происходило без снижения количества выпускаемых машин, а в ряде случаев даже сопровождалось увеличением объёмов их выпуска. В данном случае освоение серийного выпуска за такой короткий срок проходило впервые. Интересный факт: ГКО запросил у НКТП теоретический расчёт процента выхода из строя ИС-122 по техпричинам при определённой выработке установленного ресурса. После получения запрашиваемых цифр определили требуемое количество машин для использования в стратегическом наступлении.
В феврале 1944 года ИС-122 получили боевое крещение в Корсунь-Шевченковской операции. Они обеспечили качественное усиление войск, предназначенных для прорыва заблаговременной и хорошо укреплённой обороны врага, а также штурмов городов. К тому же ИС-2 был успешен и как противотанковое средство.
В марте 1944 года ИС-85 и ИС-122 переименовали соответственно в ИС-1 и ИС-2.

Сталинские «Зверобои»
ИС-2 стал базовым шасси для модернизации легендарного семейства «Зверобоя» – СУ-152 и СУ-122. 4 сентября 1943 года Постановлением ГКО о принятии на вооружение танка ИС-85 дали задание о разработке САУ на его базе. Сроки установили очень жёсткие, но с учётом, что проектирование машины на основе шасси ИС-85 де-факто началось ещё летом. Тем не менее задание не выполнили. Проект закрыли по той причине, что к финишу пришли работы по танку ИС-122.
Благодаря накопленному ранее опыту и достаточно большой номенклатуре заимствованных у СУ-152 деталей прототип самоходки на базе танка ИС-122 построили к концу октября 1943 года. Машину передали на испытания на Чебаркульский полигон.
6 ноября 1943 года принято Постановление ГКО «О тяжёлой самоходной артиллерийской установке ИС-152 с гаубицей-пушкой МЛ-20с».
В начале февраля 1944 года новый самоход получил название ИСУ-152, что позволило не путать танки и САУ.
В дальнейшем на Урале освоили выпуск самохода со 122-мм орудием А-19. Это стало возможным за счёт конструктивной возможности установки на единый нормализованный лафет стволов как орудия МЛ-20, так и А-19. В апреле 1944 года начался серийный выпуск ИСУ-122.
Танки ИС-1, ИС-2 и самоходы ИСУ-152, ИСУ-122 сыграли большую роль в боях 1944-1945 годов с европейским нацизмом, особенно отличившись при штурме городов.

Юрий АВДЕЕВ, «Красная звезда»

Добавить комментарий