Не позволим переписать историю

В начале марта в широкий прокат вышел фильм-предостережение режиссёра Николая Лебедева «Нюрнберг».

20 ноября нынешнего года исполнится 78 лет с начала заседания Международного трибунала – одного из самых громких судебных процессов в истории человечества, в ходе которого судьи стран антигитлеровской коалиции (СССР, США, Великобритания и Франция) осудили лидеров нацистской Германии и признали саму нацистскую идеологию преступной. Именно тогда впервые в истории обвинение использовало термин «геноцид».

Крупномасштабный международный проект режиссёра Николая Лебедева, снявшего фильмы «Легенда № 17», «Экипаж», «Звезда», уже вошедшие в золотой фонд отечественного кинематографа, в современных реалиях стал жёстким фильмом-предостережением тем, кто хочет повторения катастрофических событий для всего человечества времён Второй мировой войны.
В основе картины роман «На веки вечные» Александра Звягинцева, видного юриста и историка, посвятившего изучению Нюрнбергского процесса более 40 лет.
Как рассказал в одном из интервью сам режиссёр, в связи с пандемией и полным локдауном работа над фильмом растянулась на четыре года.
«Поэтому Дворец правосудия в Нюрнберге пришлось снимать в Калининграде, где было найдено здание с впечатляющей немецкой архитектурой. В павильонах «Мосфильма» художник-постановщик Юлия Чарандаева выстроила декорацию в строгом соответствии с реальным «Залом 600». Съёмки также проходили под Москвой – «нюрнбергские» катакомбы нашли в старинных подземельях города», – рассказал Лебедев.
Надо подчеркнуть, что декорации знаменитого «Зала 600» нюрнбергского Дворца юстиции, или, как его ещё называют, Дворца правосудия, воссозданы по подлинным чертежам в натуральную величину – 330 квадратных метров. Они полностью повторяют зал судебных заседаний образца конца 1945 года – тогда он был специально перестроен для проведения процесса. Было использовано такое же количество единиц мебели, пишущих машинок, кинокамер, настольных ламп, наушников, микрофонов, переключателей языков, какое было на процессе. Все эти предметы – точные копии подлинных образцов. Вплоть до скамеек, на которых сидели обвиняемые. Также в декорации воссозданы копии скульптур над парадным входом в зал и над дверями со стороны входа судей и свидетелей.
«Мы тщательно и скрупулёзно работали над каждой деталью этой декорации. Историческая достоверность была чрезвычайно важна, в зале должна была возникнуть аутентичная атмосфера, чтобы передать подобное эмоциональное состояние всех участников процесса. Именно это и создаёт художественную правду на экране», – рассказала художник-постановщик картины Юлия Чарандаева.
Чтобы образы участников исторического процесса выглядели достоверно, жизненно, актёры, их сыгравшие, тщательно изучали кинохронику, фотоматериалы, читали различные воспоминания о них. Поэтому ничего наигранного, карикатурного на экране нет. Тот же Геринг, образ которого карикатуристы советского времени жёстко высмеивали, в картине показан таким, каким его знали окружающие: умным, сильным и при всей его полноте харизматичным. Эту страшную метаморфозу и сумел передать Лебедев: когда подобный человек становится на сторону зла. С одной стороны, примерный семьянин, любящий детей, с другой – без преувеличения некое исчадие ада, преступник, принимавший участие в уничтожении миллионов людей.
Надо отметить, что для большей достоверности немцев в фильме играли иностранцы. В фильме снялись актёры из США, нескольких европейских стран. От России в картине заняты Сергей Кемпо, Любовь Аксёнова, Евгений Миронов, Алексей Бардуков, Игорь Петренко и другие. А роли главного обвинителя на процессе от СССР Романа Руденко выступил Сергей Безруков.

Кстати, в активе Сергея Кемпо, сыгравшего в фильме главную роль – героя-разведчика, Игоря Волгина, ставшего военным переводчиком, успешная работа в Центральном академическом театре Российской Армии, куда он был принят после окончания театрального вуза. В семье актёра, как и практически в каждой в нашей стране, дед был участником Великой Отечественной войны, Сергей не забывает и воспоминания бабушки: её родная сестра горела в бараке, на помощь, к счастью, пришли партизаны. Как сказал Сергей, его роль в «Нюрнберге» – это в том числе дань памяти и уважения его самым близким людям.
В фильме мы наблюдаем процесс суда над главными нацистскими преступниками глазами героя, сыгранного актёром. Он не участвует непосредственно в процессе, но именно его роль – важнейший нерв картины.
Надо сказать, что «Нюрнберг» стал первым в истории мирового кино игровым полнометражным фильмом о международном судебном процессе по делу главных нацистских военных преступников после окончания Второй мировой войны.
Это странно, что это важнейшее историческое событие не было художественно отображено ранее. Хотя опасения режиссёров понятны, ведь Нюрнбергский процесс явно показал политические противоречия между всеми воевавшими державами, вскрыл такие подробности, что в какой-то мере любая картина, обнажив истину тогдашних отношений между странами, могла стать взрывоопасной.
Николай Лебедев нашёл выход, показав давние события через личное восприятие их главным героем. С одной стороны, получился фильм именно о реалиях Нюрнбергского процесса через демонстрацию в том числе и страшных свидетельств зверств фашистов и беспристрастный показ реальных деяний главных нацистских преступников. С другой – это эмоциональная приключенческая драма, события которой непосредственно связаны с процессом.
Как говорит сам режиссёр, ему было «важно, чтобы «Нюрнберг» не превратился в хронику судебного процесса. Потому что в таком случае правильнее было бы просто посмотреть документальные кино- и фотоматериалы. Снимая, думал о том, как обычные люди попадали в эти жернова истории. Как сложно им было выстоять, какой силой они должны были обладать, при всей их внешней хрупкости».
Через человеческие отношения в том числе Лебедев сумел поднять вопросы, актуальные во все времена, показать, как человеческие отношения, переживания и страдания каждого человека могут так или иначе влиять на ход значимых событий.
Такой общий душевный посыл связан и с личной болью режиссёра.
«История моего отца – фабульный предлог для развития истории героев. Он всю жизнь искал могилу своего 19-летнего брата, который погиб в Австрии, в местечке Лаксенбург под Веной. Но не нашёл. Искал, где похоронен его отец, мой дед, которому было 40, когда он погиб под Харьковом в мае 1942 года.Когда началась война, мой папа был ещё ребёнком. И для него Великая Отечественная стала очень личным знаковым событием. Он остался круглым сиротой. Вся жизнь двинулась по другому пути: он пошёл в военное училище, стал пограничником, хотя намеревался, как предшествующие поколения, продолжить врачебную династию. Отец собирал книги, мемуары военачальников, читал, изучал документы. И я потом перечитывал их.Мы с братом продолжаем поиски наших пропавших близких. Уже обнаружили все документы о той могиле, карту и схему захоронения. Это была братская могила – 38 человек. Но дело в том, что после войны могилу перенесли на одно из воинских кладбищ Вены. На какое же конкретно, пока выяснить не можем», – рассказал Лебедев.
…Хочется надеяться, что после просмотра фильма «Нюрнберг» всем станет понятно, что именно благодаря позиции СССР было решено организовать процесс над нацистскими лидерами в столь масштабном юридическом формате. В то время всему мировому сообществу было ясно, что организаторы массовых убийств должны быть осуждены. На встречах глав стран – союзников по антигитлеровской коалиции обсуждалась форма, в которой этот процесс должен проходить. Рузвельт и Черчилль выступали за то, чтобы он был более политическим, то есть всё сводилось бы к тому, чтобы отлавливать нацистских бонз, быстро подвергать их допросам и расстреливать. Однако Сталин настоял на том, чтобы процесс был юридическим и чтобы каждый нацистский преступник получил наказание за свои конкретные преступления. В конце концов западные лидеры были вынуждены принять советскую точку зрения, в том числе и потому, что в СССР с 1943 года уже начались процессы над нацистскими преступниками и их пособниками – всего было осуждено 252 человека. Всё было задокументировано, доказательно были использованы свидетельские показания, с 1942 года дела о нацистских преступлениях расследовала Чрезвычайная государственная комиссия.
Надо подчеркнуть, что процесс в Нюрнберге был беспрецедентно тщательно подготовлен, к нему привлекалось более 160 свидетелей, стенограмма всех заседаний насчитывала свыше 20 тысяч страниц.
Тревожно, что ныне показательные уроки Нюрнберга стараются вычеркнуть из памяти как в США, так и в странах Евросоюза. И только Россия, принявшая на себя главный удар фашиствующего мира, продолжает напоминать пророческие слова: те, кто не помнит прошлого, обречены на его повторение. И события наших дней – зримое тому подтверждение.
Кстати. декорационный комплекс «Зал 600» знаменитого зала нюрнбергского Дворца юстиции создатели фильма решили сохранить, разместив его на какой-либо музейной территории как символическое напоминание о неотвратимости возмездия за преступления против человечества.
Россия постоянно напоминает фальсификаторам истории, тем, кто стремится вытравить правду о минувшем из памяти наследников: те, кто не помнит драмы прошлого, обречены на его повторение.

Наша справка. Нюрнбергский процесс – первый и ключевой из серии судебных процессов, проходивших во Дворце юстиции города Нюрнберга после окончания Второй мировой войны. В ходе процесса, открывшегося 20 ноября 1945 года и продолжавшегося 316 дней, перед Международным военным трибуналом из восьми судей, представлявших четыре страны антигитлеровской коалиции – СССР, США, Великобританию и Францию, группе бывших руководителей нацистской Германии были предъявлены обвинения в военных преступлениях. Кроме того, в 1946–1947 годах прошёл Нюрнбергский процесс над нацистскими врачами; в итоге был выработан Нюрнбергский кодекс – документ, содержащий десять принципов проведения медицинских экспериментов над людьми (было признано, в частности, что абсолютно необходимым условием проведения эксперимента над человеком является добровольное согласие последнего). Процесс над нацистскими врачами стал первым в череде двенадцати Нюрнбергских процессов над нацистскими преступниками (1946–1949 гг.).

Добавить комментарий