Вклад маршала Советского Союза Захарова М.В. в развитие системы подготовки командных кадров в Военной академии Генерального штаба в послевоенный период

Маршал Советского Союза Матвей Васильевич Захаров принадлежит к числу выдающихся военных деятелей сыгравших решающую роль в Победе над фашистской Германией и милитаристской Японией в годы Великой Отечественной войны.

В послевоенный период находясь более десяти лет на должности начальника Генерального штаба внес большой вклад в повышение боевого могущества Вооруженных Сил оснащение их современным вооружением и техникой, и по сути вывел их на рубежи самых передовых армий в мире, надежно гарантировавших военную безопасность страны.

При этом много внимания он уделял подготовке военных кадров, от которых в решающей степени зависело успешное решение стоящих перед Вооруженными Силами задач.

Матвей Васильевич родился 17 августа 1898 года в деревне Войлово Тверской губернии в бедной крестьянской семье. В 1913 году семья из-за крайней нужды выехала в Петроград, и он вынужден был поступить на работу слесарем на завод «Крейтон». Вечерами занимался самообразованием. В 1917 году вступил в Красную гвардию.

Закончив в 1918 году 2-е Петроградские артиллерийские курсы, он связал свою жизнь с Вооруженными Силами. Обладая от природы аналитическим складом ума, исключительной памятью, успешно окончив в 1932 году оперативный факультет Военной академии имени М.М. Фрунзе и в 1937 году Военную академию Генерального штаба РККА, прошел путь от курсанта до Маршала Советского Союза, начальника Генерального штаба Вооруженных Сил СССР.

До войны он зарекомендовал себя опытным штабным работником, занимая посты помощника начальника Генерального штаба РККА, возглавляя штабы Ленинградского и Одесского военных округов.

С началом Великой Отечественной войны он – начальник штаба
9-й армии, затем Северно-Западного направления, а с декабря 1941 года – Калининского фронта.

В годы войны ему довелось последовательно быть начальником штаба пяти фронтов, где раскрылись его талант и организаторские способности.

И.С.Конев у оперативной карты.Слева М.В.Захаров

 

Во время войны с милитаристской Японией Матвей Васильевич Захаров руководил штабом Забайкальского фронта.

На протяжении всей войны М.В. Захаров завоевал репутацию одного из самых опытных и грамотных начальников фронтовых штабов. Он отличался умением четко планировать операции и высокой оперативностью в работе. В каждой из проведенных операций просматривался особый стиль работы М.В. Захарова – широта стратегического мышления, творческий подход к решению задач, масштаб и новизна действий, лаконичность доведения до исполнителей задач. Ему были присущи также четкая организация взаимодействия, твердого и устойчивого управления и жесткий контроль за выполнением приказов. Родина высоко оценила заслуги М.В. Захарова в годы Великой Отечественной войны. Он удостоен звания Герой Советского Союза, награжден двумя орденами Суворова 1 степени, 2 орденами Кутузова 1 степени и другими высшими наградами.

Вполне естественно, что после войны он занимал ряд ответственных постов в Вооруженных Силах. Являлся начальником Главного разведывательного управления Генерального штаба, был главным инспектором Советской Армии, командовал войсками Ленинградского военного округа, Группы советских войск в Германии, и, в течение 10 лет возглавлял Генеральный штаб Вооруженных Сил СССР.

Особое место в обширной биографии М.В. Захаров занимает руководство им главной военной академией страны – Военной академией Генерального штаба Вооруженных Сил СССР. При этом в данной должности он был дважды. С 1945 по 1949 год (в то время академия называлась Высшая военная академия имени К.Е. Ворошилова) и с 1963 по 1964 годы – Военная академия Генерального штаба Вооруженных Сил СССР.

Приняв должность начальника академии в ноябре 1945 года М.В. Захаров со свойственной ему целеустремленностью, упорством и инициативой провел целый ряд мероприятий по переводу академии на 2-х годичный срок обучения слушателей и переходу на новый послевоенный штат.

За короткий срок был перестроен учебный процесс, на новую ступень поднялась военно-научная работа. Были восстановлены кафедры военной стратегии, образованы кафедры оперативного искусства ВВС, ВМФ и военно-исторический факультет. В 1946 году создан авиационный, а в 1949 году военно-морской факультеты.

Заслуживает особой оценки деятельность М.В. Захарова по укомплектованию академии опытными офицерами и генералами – участниками войны. В начале 1946 года среди преподавательского состава участников Великой Отечественной войны было 32 %, а в 1948 году – 78 %. Этому обстоятельству во многом способствовало то, что по инициативе и настойчивости М.В. Захарова, народный комиссар обороны И.В. Сталин подписал 30 января 1946 года за № 05 приказ «О высшей Военной академии имени К.Е. Ворошилова». В нем ставилась задача комплектовать академию профессорско-преподавательским составом за счет лучших наиболее подготовленных генералов и старших офицеров – участников Великой Отечественной войны, имеющих высшее образование, практический и боевой опыт работы на высших командных должностях и на руководящих оперативных должностях в крупных штабах.

Назначение генералов и офицеров на должности профессорско- преподавательского состава в академию рассматривалось как продвижение по службе.

Должности руководящего и профессорско-преподавательского состава в правовом отношении приравнивались к следующим должностям:

 

1. Начальник академии

 

 

— командующий войсками

приграничного военного округа

2. Заместители начальника академии, начальник ВАК, начальники кафедр (стратегии, оперативного искусства, тактики высших соединений, артиллерии, бронетанковых и механизированных войск, ВВС, военной истории)

 

— командующий армией
3. Начальники остальных кафедр, начальники курсов и заместители начальников вышеперечисленных кафедр — заместитель командующего армией
4. Старшие преподаватели всех кафедр и заместители начальников остальных кафедр — командир корпуса

 

Профессорско-преподавательский состав основных кафедр, закончивших академию имени М.В. Фрунзе или специальную академию
и не прошедший курса Высшей Военной академии, после 1,5 лет практической учебно-педагогической или исследовательской работы
в академии, при наличии положительной аттестации и при условии защиты дипломной работы, удостаивать звания окончившего Высшую Военную академию.

Данным приказом профессорско-преподавательскому и постоянному составу академии были установлены повышенные должностные оклады,
а также соответствующие проценты от должностных окладов за ученые степени и звания. Преподавателям академии, участвующим в разработке задач по оперативно-тактическим дисциплинам, выплачивались
и соответствующие гонорары.

В приказе серьезное внимание уделено и слушателям академии. Комплектование основного факультета предписывалось осуществлять генералами и старшими офицерами, имеющими опыт командования или штабной службы в общевойсковых соединениях и штабах, доказавших
в боевой и практической деятельности свои воинские способности, отлично аттестованных и, как правило, окончивших полный или ускоренный курс Военной академии имени Фрунзе.

На учебу прибывали генералы и офицеры с должностей от заместителя командира дивизии до заместителя командующего фронтом (округом), прошедшие суровую школу Великой Отечественной войны и к ним нужен был особый подход и соответствующая методика преподавания учебных дисциплин.

В связи с переходом академии на двухгодичный срок обучения
и переходом подготовки выпускников для работы в оперативно-тактическом звене Вооруженных Сил на подготовку выпускников для работы
в оперативно-стратегическом звене, как этого требовал приказ наркома обороны от 30 января 1946 года № 05, необходимо было в корне переработать учебные программы и учебно-методические материалы. В этом плане М.В. Захарову предстояло решить ряд серьезных проблем.

Одной из проблем той поры в образовательной деятельности было
то, что чрезвычайное многообразие условий и характера боев и операций, которые развертывались в течение войны на различных театрах военных действий, породило у командиров частей, соединений и оперативных объединений, прибывших в академию на преподавательскую работу, самые различные толкования опыта и уроков войны. Кроме того, не были еще разработаны и приняты уставы и наставления по подготовке и применению Вооруженных Сил в послевоенный период. Необходимо было ликвидировать этот разнобой во взглядах преподавателей, выработать у них единый подход к оценке опыта войны по основным вопросам стратегии, оперативного искусства и тактики.

Одним из важнейших академических мероприятий, направленных
на решение этой задачи, явились систематические, обязательные для всех преподавателей научно-исследовательские сообщения, на которых разбирались важнейшие операции Великой Отечественной войны
и исследовались теоретические вопросы оперативного искусства и тактики высших соединений.

Для повышения теоретического уровня преподавателей были использованы все формы и методы оперативной подготовки (лекции, решение оперативно-тактических задач и летучек, командно-штабные учения, командно-штабные военные игры и полевые поездки).

Методическая подготовка преподавателей на кафедрах развертывалась с учетом специфики преподавания дисциплины. Общим для всех кафедр, по требованию М.В. Захарова, явилось обсуждение лекций, методических разработок, разбор проведенных занятий, инструктажи преподавателей. Обязательными также были показные занятия по тактике и оперативному искусству для всего преподавательского состава, которые проводили начальники кафедр.

Учебная программа подготовки слушателей состояла из трех основных разделов: тактико-технические свойства и боевые возможности родов войск и видов Вооруженных Сил; тактика высших соединений; оперативное искусство. Кроме того, слушатели изучали основы стратегии, историю военного искусства, военную географию, вооруженные силы иностранных государств и иностранные языки.

М.В. Захарову в условиях отсутствия учебно-методических материалов по новым программам обучения для их срочной разработки приходилось привлекать и слушателей основного факультета и Высших курсов. Такая задача была решена.

В научной работе преподавательским составом проведены исследования по ряду проблем военной науки, военного искусства, обобщен опыт Великой Отечественной войны, разработано значительное количество научных трудов по стратегии, основам оперативного искусства, о характере современных операций, их организации, всестороннем обеспечении
и ведении, об организации и практическом осуществлении управления войсками и силами.

Деятельность академии того периода была высоко оценена государственными экзаменационными комиссиями, возглавляемыми Маршалами Советского Союза Л.А. Говоровым и К.К. Рокоссовским.

Они отметили, что академия проделала большую работу по подготовке высококвалифицированных военных руководителей, получивших за время обучения в академии необходимые знания и навыки в организации операции и боя, управлении войсками в ходе высокодинамичных военных действий.

За активное и плодотворное участие в учебном процессе, научной работе и успешное руководство академией М.В. Захарову было присвоено ученое звание профессор.

 

Начальник академии генерал армии Захаров М.В. среди слушателей, окончивших академию в 1948 г. с золотой медалью

 

В этот период в академии обучались будущие маршалы Советского Союза Батицкий П.Ф., Кошевой П.К., Якубовский И.И.,
маршалы бронетанковых войск Бабаджанян А.Х., Лосик О.А.,
генералы армии Толубко В.Ф., Маряхин Г.И., Лященко Н.Г., Шавров И.Е., Грибков А.И., Лялюшенко И.И.

В апреле 1949 года начальник академии генерал армии М.В.Захаров был назначен начальником Главного разведывательного управления Генерального штаба ВС СССР.

Назначение Матвея Васильевича Захарова начальником академии во второй раз в марте 1963 года с поста начальника Генерального штаба было вызвано следующими обстоятельствами.

Постановлением Совета Министров СССР от 17.03.1960 г. № 317, подписанным Н.С. Хрущевым – ярым поборником сокращения численности Вооруженных Сил, академия преобразовывалась в оперативный факультет Военной академии имени М.В. Фрунзе.

М.В. Захаров, как начальник Генерального штаба, представлял какие последствия для Вооруженных Сил и обороны страны принесет этот необдуманный шаг. Он начал активную борьбу за сохранение академии в составе Вооруженных Сил. Подписанными им директивами он не допустил сокращения структуры кафедр, факультетов и численности преподавательского состава. Сокращению подлежали офицеры и гражданский персонал подразделений обеспечения. Он добился размещения академии в зданиях, которое она занимала в 1936 году по Хользунову переулку дома 14 и 16, а части в здании Военной академии имени М.В. Фрунзе. При поддержке ряда членов Президиума ЦК КПСС и Правительства СССР М.В. Захарову удалось убедить Н.С. Хрущева отменить пагубное для академии постановление. Новым постановлением Правительства СССР от 24.04.1961 г. № 358 академия была сохранена в структуре Вооруженных Сил.

Однако в марте 1963 года Н.С. Хрущев отстраняет М.В.Захарова от должности начальника Генерального штаба ВС СССР и вновь назначает его начальником академии.

В период руководства академией с марта 1963 по ноябрь 1964 года
Матвей Васильевич принял энергичные меры по восстановлению научно-педагогического потенциала академии и ее учебно-материальной базы, добился предоставления академии еще одного здания, занимаемого штабом Дальней авиации. Кроме этого были построены здание столовой и 3-х этажная пристройка. Тем самым личный состав академии, размещавшийся в здании академии имени М.В. Фрунзе, был переведен в основные здания по Хользунову переулку дома № 14 и 16.

В этот период М.В. Захаров, опираясь на своих заместителей и начальников кафедр уделял большое внимание подготовке преподавательского состава. Под его руководством были проведены два исследовательских командно-штабных учения с профессорско-преподавательским составом. Материалы исследований были представлены в Генеральный штаб и получили высокую оценку. В учебном процессе были возобновлены выезды слушателей на полигоны и учебные центры видов
и родов войск (сил) для изучения техники и вооружения. Слушатели основного факультета привлекались на учения, проводимые в военных округах.

Обладая богатым боевым и служебным опытом М.В. Захаров внимательно рассматривал и утверждал учебные программы академии и учебные материалы, при этом требовал, чтобы в них в полной мере были бы учтены опыт прошедших войн и вооруженных конфликтов, оперативной подготовки войск.

После отстранения от должности Первого секретаря ЦК КПСС и Председателя Совета Министров СССР. Н.С.Хрущева Маршал Советского Союза М.В.Захаров вновь назначается на пост начальника Генерального штаба ВС СССР и возглавляет его до 1971 года. В 1971 году за большой вклад в дело укрепления оборонного могущества страны, развитие и совершенствование Вооруженных Сил он был удостоен второго звания Герой Советского Союза.

 

Маршал Советского Союза Захаров М.В. прикрепляет к Знамени академии орден Ленина

 

Будучи начальником Генерального штаба, он постоянно уделял внимание, своему детищу которым довелось командовать дважды. Он неоднократно приезжал в академию для выступлений с лекциями и на выпуск слушателей. По его представлению в феврале 1968 года академия за заслуги в деле подготовки высококвалифицированных военных кадров, развитие военной науки и в честь 50-летия Советской Армии и ВМФ была награждена орденом Ленина.

Его перу принадлежат труды «Генеральный штаб в предвоенные годы» (1989 г.), «Ученый и воин» (1978 г.), «О научном подходе к руководству войсками» (1967 г.), «Финал» (1969 г.), «Освобождение Юго-Восточной
и Центральной Европы войсками 2 и 3 Украинских фронтов
в 1944-1945 годах» (1980 г.).

Скончался М.В.Захаров в 1972 году, похоронен на Красной площади у Кремлевской стены. На бывшем здании академии по Хользунову переулку дом № 14 помещен барельеф в честь Маршала Советского Союза М.В.Захарова с надписью о том, что он в 1936-1937 году обучался в Военной академии Генерального штаба РККА. В 2016 году установлен горельеф и на нынешнем здании академии в честь его, как руководителя главной военной академии нашей страны.

 

Литература:

1. Барынкин В.М. Маршал Советского Союза Матвей Васильевич Захаров. – М.: ВАГШ ВС РФ, 2018. – 14 с.

2. Грязнов Б.З. Маршал Захаров. – М.: Воениздат, 1979. – 152 с.

3. Маковеев М.С. Страницы героической жизни. – М.: Политиздат, 1975. – 111 с.

Добавить комментарий