Приближался День танкистов. Как старый, более тридцати лет считающий себя танкистом (после поступления в Харьковское танковое училище в 1966 году), я начал перебирать письма своих однокашников по училищу, Военной академии бронетанковых войск для составления списка тех, кого обязательно надо поздравить. В ходе работы в мои руки попал конверт, не прошедший почту. На нем вместо почтового адреса было написано две строки и дата:
«т. Р о я н о в у Н. И. Морозов А.А. 1.II.70 г.».
И я вспомнил свою давнюю историю с историей «тридцатьчетверки» и с её создателей.
Во время учебы в училище много времени мы, курсанты, уделяли работе в курсантском Военно-научном обществе, руководил которым преподаватель философии майор В.А. Горюнов. Он прививал нам любовь к познанию и исследованиям. Именно с его подачи начал я собирать материал о создании легендарного танка Т-34, родиной которого был Харьковский паровозостроительный завод им. Коминтерна (в последующем — Харьковский завод им. В.А. Малышева). Именно там 29 июля 1936 года А.А. Морозов становится начальником сектора нового проектирования и в этой же должности произошла его первая встреча с М.И. Кошкиным, который в 1937 году был назначен главным конструктором танкового конструкторского бюро завода.
Хорошо разбирающийся в людях Михаил Ильич заметил Морозова и вскоре сделал его своим заместителем (наряду с Н.А. Кучеренко).
Наш набор курсантов готовился по новой, принципиально новой, учебной программе инженерного профиля для последующего освоения танка нового поколения Т-64 в войсках.
Поэтому нашими частыми гостями были производственники с танкового завода, в том числе и главный конструктор танков, Герой Социалистического Труда, генерал-майор-инженер Александр Александрович Морозов. Они, общаясь с нами, пытались передать свое понимание и восхищение новым танком.
На одной из таких встреч и подошел я к главному конструктору А.А. Морозову /как сейчас помню, — охраны с ним никогда не было/.
Чрезмерно волнуясь и сбиваясь, я рассказ ему, что собираю материал о создании танка Т-34, испытываю трудности и прошу его помочь, так как уже дважды писал ему на завод, а ответа нет.
Он внимательно, как мне показалось, слушал меня, а затем спросил:
— Я сейчас занят, а то, о чём Вы сейчас говорили, можете написать в письме?
Я мотнул головой в знак согласия.
— Тогда напишите, а вот Саша /он показал на своего сына, моего преподавателя по вождению танков/ мне его передаст. Согласны?.
— Так точно! — громко ответил я на его предложение.
И генеральный конструктор, и командование, и преподаватели, которые стояли рядом, весело заулыбались.
Всю самостоятельную подготовку я сочинял текст письма. Было много вариантов и, наконец, был написан на двух листах окончательный вариант:
«Здравствуйте уважаемый Александр Александрович!
Обращается к Вам курсант Харьковского гвардейского высшеготанкового командного училища им. Верховного Совета УССР гвардиимладший сержант Роянов Николай Иванович.
Это письмо я Вам передаю через моего преподавателя вождениятанков А.А. Морозова, Вашего сына. Предыдущие мои письма, направленные Вам на завод в 1967-68 годах, остались без ответа.
Являясь членом Военно-научного общества училища и нештатным корреспондентом окружной газеты «Ленинское знамя», собираю материал, связанный с разработкой и созданием прославленного танка Великой Отечественной войны и лучшего танка Второй мировой войны, его создателях.
Цель моей работы:
- Написать историю создания «тридцатьчетверки».
- О работе конструктора Кошкина Михаила Ильича.
- Поднять вопрос о постановке в Харькове памятника Т-34.
Для этого мне необходимо:
- Посильные документы (конечно, не секретные), раскрывающие путь создания Т-34.
- Автобиографию М.И. Кошкина (она должна быть в архивах завода или в партийных архивах завода).
- Материалы, связанные с гениальным пробегом Т-34 по маршруту Харьков-Москва-Харьков.
- По возможности, кто был в составе этого экипажа.
Уважаемый тов. Морозов!
Я хотел бы иметь, вернее, знать, Ваше мнение по поднятым вопросам, а именно:
- Стоит ли писать историю Т-34?
- Стоит ли поднимать вопрос о постановке в Харькове памятника Т-34 и главному конструктору М.И. Кошкину?
- Как Вы считаете, в каком аспекте лучше раскрывать это?
С уважением к Вам и Вашему почетному труду
гвардии мл. с-т Роянов Николай Иванович,
курсант Харьковского гвардейского высшего танкового командного училища им. ВС УССР
29.01.70 г.
г. Харьков
Утром я стоял у преподавательской кафедры вождения с письмом. Вскоре увидел как по коридору шли два наших самых популярных и уважаемых преподавателя по вождению танков, — подполковники А.В. Ильичев и А.А. Морозов. Отдав честь, я попросил разрешения обратиться.
— Чего хочешь, исследователь? /он присутствовал при моем вчерашнем разговоре с главным конструктором/, — спросил подполковник А. Ильичев.
— Написал письмо и хочу передать главному конструктору А. Морозову, как мы вчера и договорились». Подполковник А. Морозов взял письмо и сказал:
— Передам сегодня же, лично. Это обязательно дойдет до него.
С первого февраля у нас началась экзаменационная сессия и было не до рассуждений о письме, дошло ли, и прочитал ли он его.
Ведь у главного конструктора дел, поважнее моего письма, намного больше. Прошло три дня.
Во время перерыва меня нашел подполковник А. Морозов. Мы поздоровались, и он достал из рабочей папки сероватый конверт:
— Вот, получай ответ на все свои вопросы. Отца очень заинтересовали поднятые тобой, Николай, вопросы и он уже нескольким человекам звонил по поводу вопросов, поднятых в письме. Желаю успехов!
Я поблагодарил и спрятал письмо в карман гимнастерки, так как уже заканчивался перерыв.
Прочитал письмо я уже вечером, в читальном зале библиотеки:
«Уважаемый Николай Иванович!
- Сразу отвечаю на все Ваши вопросы. – Стоит писать о людях, создавших этот танк, стоитделать памятник (его уже готовят, кстати), ну, а что касается «Аспекта», то тут все будет зависеть от материала, которым Вы будете располагать.
- Теперь пару слов о самой работе. Написать книгу дело далеко нелегкое и тут одного «хотения» далеко недостаточно. Не зная Ваших способностей и опыта в этом деле, я, например бы, никогда не рискнул бы на такой «подвиг», хотя и располагаю не малым запасом документов, будучи сам участником этой Истории.
Написать книгу так же тяжело, как нарисовать картину, написать музыку, создать машину и пр. Для этого надо, с одной стороны, много трудиться по сбору материалов, много работать много работать над его литературной обработкой и отдать много труда и времени на это.
Мне, кажется, у Вас пока всего этого ещё нет и Вы несколько упрощенно всё это представляете.
Учтите, тема эта большая и сложная и она должна строиться на фактическом и строго историческом материале. Тут фантазировать нельзя и всё подлежит документальной проверке, анализу и объективным выводам. Это не сказка про «белого бычка», которых не ахти как много пишут и не всем это удается.
Сам факт того, что до Вас ещё этого никто не сделал и такую историю о Т-34 не написал, уже говорит о том, что это дело очень и очень не простое и легко его сделать не так просто, тем более, что прошло уже более 25 лет и многие люди и документы уже потеряны и многое просто забыто.
Думали ли Вы над всем этим?
Вот коротко мое мнение по этому вопросу.
С уважением А. Морозов.
31.II.70 г.».
А теперь собранный мной материал о генеральном конструкторе танка Т-34 Кошкине Михаиле Ильиче.
В библиотеках Харькова и нашего училища о нём я узнал очень мало. Еще не пришло тогда время писать о тех людях, которые ковали оружие нашей победы над фашистскими захватчиками. Даже во время учёбы в военном училище в ходе занятий мы, говоря о конкретных танках, не имели права говорить танк «Т-34», «Т-55», «Т-64», а употребляли понятие, типа, «объект 432, 434».
Из разных источников, бесед с местными жителями, ветеранами завода и училища по крупицам был собран материал.
Кошкин Михаил Ильич. Родился 21 ноября (3 декабря) 1898 года в селе Брынчаги (ныне — Переславский район, Ярославская область).
1917-21 гг. — участник Первой мировой и Гражданской войн.
Член РКП (б) с 1919 года.
В 1921-24 гг. – учёба в Москве, в Коммунистическом университете имени Я.М. Свердлова.
В 1924-29 гг. – хозяйственная и партийная работа в г. Вятка (ныне – г. Киров).
1929-34 гг. – учёба в Ленинградских технологическом и позже политехническом институтах, защита диплома по специальности конструирование автомобилей и тракторов.
С 1934 года более двух лет трудится в конструкторском бюро Ленинградского завода имени С.М. Кирова № 185. С должности рядового конструктора дошёл до заместителя начальника КБ.
11 апреля 1936 года М.И. Кошкин, в числе других конструкторов, «За отличную работу в области машиностроения» награждается орденом Красной Звезды.
28 декабря 1936 года, приказом Наркома оборонной промышленности Г.К. Орджоникидзе, М.И. Кошкин направлен в Харьков на Харьковский паровозостроительный завод им. Коминтерна (с 30 декабря 1936 года — завод №183 им. Коминтерна) на место руководителя танкового КБ-190 и приступил к исполнению своих обязанностей в качестве главного конструктора танка БТ-7 с дизельным двигателем.
Январь 1937 года формируется бюро 190 отдела 100 завода № 183 им. Коминтерна. Начальник КБ М.И. Кошкин.
В октябре 1937 года сформировано новое конструкторское подразделение КБ-24, сложился опытный коллектив конструкторов, а главным конструктором был назначен Михаил Ильи Кошкин, ранее работавший в особом конструкторском бюро танкостроения и имевший опыт не только конструкторской (г. Ленинград), но и организаторской партийной работы (был секретарём райкома партии в г. Вятка), его заместителями назначены А.А. Морозов и Н.А. Кучеренко.
28 апреля 1938 года М.И. Кошкин добивается разрешения на проектирование гусеничного А-32 и получает поддержку И.В. Сталина.
6 сентября 1938 года под руководством М.И. Кошкина начата разработка двух гусеничных А-32.
9 декабря 1938 года изготовлен полноразмерный макет А-32.
Репрессии 1938 года М.И. Кошкина не коснулись.
16 декабря 1938 года все танковые КБ завода № 183 (КБ-24, КБ-190 и КБ-35) были объединены в КБ-520, одновременно произошло объединение опытных цехов в единый цех, тесно связанный с КБ. Михаил Кошкин был назначен главным конструктором, его заместителями А. А. Морозов, Н. А. Кучеренко, А. В. Колесников и В. М. Дорошенко.
Как руководитель-конструктор М.И. Кошкин трансформировал идею противопульного быстроходного танка БТ в противоснарядный танк Т-34.
«Родителями» танка Т-34 следует считать не только М.И. Кошкина, но и А.А. Морозова, Н.А. Кучеренко. Именно эти фамилии названы в Постановлении Совнаркома о присуждении Государственной премии I степени Кошкину (посмертно), Кучеренко и Морозову.
16 июля 1939 года проведён первый испытательный полигонный пробег гусеничного А-32.
Осенью 1939 года танк А-32, пройдя все ходовые испытания, получил новое имя – он стал называться танком Т-34.
Постановлением Комитета Обороны при СНК СССР № 443 от 19 декабря 1939 года объект А-32 (под названием Т-34) принят на вооружение Красной Армии.
Декабрь 1939 – январь 1940 гг. – при личном руководстве М.И. Кошкина собираются два опытных гусеничных танка с заводским индексом А-34, прототипы танка Т-34.
7 января 1940 года приказом Народного Комиссариата среднего машиностроения развертывается массовое производство А-34 (танк Т-34).
16 января 1940 года на заводе № 183 собран первый танк Т-34.
В связи с серьезными недостатками сварных швов брони, обнаруженные в ходе советско-финской войны 1939-40 гг., (сварная башня выдерживала 4-5 прямых попаданий снарядов, тогда как литая выдерживала 10-12 попаданий и была пригодна для использования в бою) было признано целесообразным отливать танковые башни на мариупольском заводе им. Ильича (так называемый «завод-Б», или «цех № 5»).
В ночь на 6 марта 1940 года М.И. Кошкин в обстановке строжайшей секретности возглавил марш двух танков Т-34 и машин обеспечения на Москву.
12 марта 1940 года танки прибыли в Москву своим ходом.
17 марта 1940 года М.И. Кошкин на Ивановской площади Кремля демонстрирует танк Т-34 руководству страны. И.В. Сталин лично осматривает танк и называет его «первой ласточкой» танковых войск.
31 марта 1940 года танк Т-34 запущен в серийное производство на заводе № 183 в Харькове.
В июле 1940 года был полностью собран танк Т-34, в производстве которого принимал участие главный конструктор завода № 183 М.И. Кошкин.
В ходе пробега Харьков-Москва-Харьков М.И. Кошкин серьёзно простудился и его отправляют в санаторий «Занки» (под г. Харьков), на берегу реки Северский Донец.
Исполняющим обязанности главного конструктора завода назначен А.А. Морозов, на которого легла ответственность в организации массового производства танка Т-34 (как показала действительность и не только в Харькове, но и в Нижнем Тагиле).
Умер КОШКИН Михаил Ильич 26 сентября 1940 года.
Тело было кремировано и урна с прахом предана земле на Первом городском кладбище г. Харькова. Некоторые подтверждали, что М.И. Кошкина хоронили в землю в гробу, но таких сведений установить не удалось (в настоящее время на месте кладбища разбит Молодёжный парк – прим. автора).
В ходе одного из массовых авиационных ударов при захвате Харькова авиабомба попала в то место, где был погребён прах М.И. Кошкина (немцы мистически чувствовали — от какого оружия им будет нанесён главный сокрушительный удар силами шести танковых армий).
После войны точное место, где был прах М.И. Кошкина, установить не удалось.
* * *
Уинстон Черчилль после Второй мировой войны отнёс танк Т-34 к одному из трёх лучших образцов вооружения и техники, которые это право заслужили на полях боёв.
В 1985 году в Харькове открыт памятник М.И. Кошкину, его именем названа одна из улиц города.
Указом президента СССР от 4 октября 1990 года № 824 М.И. Кошкину присвоено звание Героя Социалистического Труда (посмертно).
* * *
Вскоре был каникулярный отпуск, защита диплома и началась моя служба в танковых войсках. Причем, служить мне пришлось именно на новых танках, которые только появились в войсках. Основательные знания и навыки, полученные в стенах училища и от коллективов конструкторского бюро и производственников завода, позволили сразу же стать «профессорами» по знанию нового танка. Мы учили и офицеров, и солдат.
Вскоре, меня пригласили в группу, которая более глубоко осваивала новый танк и в последующем давала в ходе войсковых испытаний им оценку. В течение нескольких лет длилась эта работа и она была оценена нашим командованием. За внедрение и освоение в войсках новых образцов вооружения военной техники я был награжден боевым орденом Красной Звезды и мне было предложено вместе с семьей поехать военным специалистом по применению танковых подразделений в Социалистическую Народную Ливийскую Арабскую Джамахирию. Уже были куплены билеты, но командование в последний момент отменило поездку и я был направлен на учебу в Военную академию бронетанковых войск.
Когда сдавал батальон своему заместителю А. Аксенову, пришел командир полка подполковник А. Кшимовский и положил на стол газету «Красная звезда». Я сразу же увидел знакомый портрет и прочитал в траурной рамке:
«Александр Александрович М О Р О З О В
14 июня 1979 года после продолжительной, тяжелой болезни скончался выдающийся советский конструктор танков, дважды Герой Социалистического труда, Лауреат Государственной и трижды лауреат Государственной премий СССР, генерал-майор-инженер, доктор технических наук, член КПСС с 1943 года Александр Александрович Морозов…
…родился в 1904 году.
…был главным конструктором, одним из создателей прославленного в годы Великой Отечественной войны советского танка Т-34….».
В некрологе стояли подписи первых государственных лиц страны и многих военачальников, в том числе и генералов Ю.М. Потапова, который руководил нашей испытательной группой, и Н.А. Шомина, коллеги и товарища, преемника гениального конструктора.
В прежние годы в честь таких людей, как М.И. Кошкин, А.А. Морозов и др., в День танкистов страна салютовала праздничным фейерверком. Будет ли Россия в эти, трудные годы салютовать снова или прославленные конструкторы, создавшие замечательнейший танк, и танкисты, доблестно громившие на нем врага, постепенно будут забыты? Все может быть. Но я твердо уверен, что в памяти людской, в памяти фронтовиков и их потомков они сохраняться на века. Сохранятся как имена их великих предшественников в земле российской, громивших иноземных захватчиков, — святого благоверного князя Александра Невского, Дмитрия Донского, Александра Суворова и многих других защитников России.
А танк Т-34 стал первым в ряду прославленных советских танков Т-44, Т-55, Т-64, Т-72, Т-80 и Т-84, которые делал коллектив конструкторов и производственников. Своё боевое применение они получили на многих манёврах, послевоенных войнах и вооружённых конфликтах по всему миру.
Вот такая моя история с историей «тридцатьчетверки».
Николай Роянов, кандидат военных наук, профессор, полковник в отставке