Николай Роянов — История с историей «тридцатьчетверки»

Приближался День танкистов.  Как старый,  более тридцати лет считающий себя танкистом (после поступления в Харьковское  танковое училище в 1966 году), я начал перебирать письма своих однокашников по училищу,  Военной академии бронетанковых  войск  для  составления списка тех, кого обязательно надо поздравить. В ходе работы в мои руки попал конверт, не прошедший почту. На нем вместо почтового адреса было написано две строки и дата:

«т. Р о я н о в у  Н. И. Морозов А.А.   1.II.70 г.».

И я вспомнил свою давнюю историю с историей «тридцатьчетверки» и с её создателей.

Н.И.Роянов
Н.И.Роянов

Во время учебы в училище много времени мы, курсанты, уделяли работе  в курсантском Военно-научном обществе,  руководил которым преподаватель философии майор В.А. Горюнов. Он прививал нам любовь к познанию и исследованиям.  Именно с его подачи начал я собирать материал о создании легендарного танка Т-34, родиной которого был Харьковский паровозостроительный завод им. Коминтерна (в последующем — Харьковский завод им. В.А. Малышева). Именно там 29 июля 1936 года А.А. Морозов становится начальником сектора нового проектирования и в этой же должности произошла его первая встреча с М.И. Кошкиным, который в 1937 году был назначен главным конструктором танкового конструкторского бюро завода.

Хорошо разбирающийся в людях Михаил Ильич заметил Морозова и вскоре сделал его своим заместителем (наряду с Н.А. Кучеренко).

Наш набор курсантов готовился по новой, принципиально новой, учебной программе инженерного профиля для  последующего  освоения танка нового поколения Т-64 в войсках.

Поэтому нашими частыми гостями были производственники с танкового завода, в том числе и главный конструктор танков, Герой Социалистического Труда, генерал-майор-инженер Александр Александрович Морозов. Они, общаясь с нами, пытались передать свое понимание и восхищение новым танком.

На одной из таких встреч и подошел я к главному конструктору А.А. Морозову /как сейчас помню, — охраны  с ним никогда не было/.

Чрезмерно волнуясь и сбиваясь, я рассказ ему, что собираю материал о создании танка Т-34, испытываю трудности и прошу его помочь, так как уже дважды писал ему на завод, а ответа нет.

Он внимательно, как мне показалось, слушал меня, а затем спросил:

— Я сейчас занят, а то, о чём Вы сейчас говорили, можете написать в письме?

Я мотнул головой в знак согласия.

— Тогда напишите, а  вот Саша /он показал на своего сына, моего преподавателя по вождению танков/ мне его передаст. Согласны?.

— Так точно! —  громко ответил я на его предложение.

И генеральный конструктор, и командование, и преподаватели, которые стояли рядом, весело заулыбались.

Главный конструктор танков Т-34 (Т-64) МОРОЗОВ Александр Александрович. Харьков, ХГвВТКУ, 5 сентября 1967 г.
Главный конструктор танков Т-34 (Т-64)
МОРОЗОВ Александр Александрович. Харьков, ХГвВТКУ, 5 сентября 1967 г.

Всю самостоятельную подготовку я сочинял текст письма.  Было много вариантов и, наконец, был написан на двух листах окончательный вариант:

«Здравствуйте уважаемый Александр Александрович!

Обращается к  Вам  курсант Харьковского гвардейского высшеготанкового командного училища им. Верховного Совета УССР  гвардиимладший сержант Роянов Николай Иванович.

Это письмо  я Вам передаю через моего преподавателя вождениятанков А.А. Морозова,  Вашего сына. Предыдущие мои письма, направленные Вам на завод в 1967-68 годах, остались без ответа.

Являясь членом  Военно-научного общества училища и нештатным корреспондентом окружной газеты «Ленинское знамя», собираю материал,  связанный  с разработкой и  созданием прославленного танка Великой Отечественной войны и лучшего танка Второй мировой войны, его создателях.

Цель моей работы:

  1. Написать историю создания «тридцатьчетверки».
  2. О работе конструктора Кошкина Михаила Ильича.
  3. Поднять вопрос о постановке в Харькове памятника Т-34.

Для этого мне необходимо:

  1. Посильные документы (конечно, не секретные), раскрывающие путь создания Т-34.
  2. Автобиографию М.И. Кошкина (она должна быть в архивах завода или в партийных архивах завода).
  3. Материалы, связанные с гениальным пробегом Т-34 по маршруту Харьков-Москва-Харьков.
  4. По возможности, кто был в составе этого экипажа.

Уважаемый тов. Морозов!

Я хотел бы иметь, вернее, знать, Ваше мнение по поднятым вопросам, а именно:

  1. Стоит ли писать историю Т-34?
  2. Стоит ли поднимать вопрос о постановке в Харькове памятника Т-34 и главному конструктору М.И. Кошкину?
  3. Как Вы считаете, в каком аспекте лучше раскрывать это?

 С уважением к Вам и Вашему почетному труду

гвардии мл. с-т Роянов Николай Иванович, 

курсант Харьковского гвардейского высшего танкового командного училища им. ВС УССР

29.01.70 г.

г. Харьков

Утром я стоял у преподавательской кафедры вождения с  письмом. Вскоре увидел как по коридору шли два наших самых популярных и уважаемых преподавателя по вождению танков, —  подполковники А.В. Ильичев и А.А. Морозов. Отдав честь, я попросил разрешения обратиться.

— Чего хочешь, исследователь? /он присутствовал при моем вчерашнем разговоре с главным конструктором/, — спросил подполковник А. Ильичев.

— Написал письмо и хочу  передать главному конструктору А. Морозову, как мы вчера и договорились». Подполковник А. Морозов взял письмо и сказал:

— Передам сегодня же,  лично. Это обязательно дойдет до него.

С первого февраля у нас началась  экзаменационная  сессия  и было не  до рассуждений о письме, дошло ли, и прочитал ли он его.

Ведь у главного конструктора дел,  поважнее моего письма, намного больше. Прошло три дня.

Во время перерыва меня нашел подполковник А. Морозов. Мы поздоровались, и он достал из рабочей папки сероватый конверт:

— Вот, получай ответ на все свои вопросы.  Отца очень заинтересовали поднятые тобой, Николай, вопросы и он уже нескольким человекам звонил по поводу вопросов, поднятых в письме. Желаю успехов!

Я поблагодарил  и  спрятал письмо в карман гимнастерки,  так как уже заканчивался перерыв.

Прочитал письмо я уже вечером, в читальном зале библиотеки:

«Уважаемый Николай Иванович!

  1. Сразу отвечаю на все Ваши вопросы. – Стоит писать о людях, создавших этот танк, стоитделать памятник (его уже готовят, кстати), ну, а что касается «Аспекта», то тут все будет зависеть от материала, которым Вы будете располагать.
  2. Теперь пару слов о самой работе. Написать книгу дело далеко нелегкое и тут одного «хотения» далеко недостаточно. Не зная Ваших способностей и опыта в этом деле, я, например бы, никогда не рискнул бы на такой «подвиг», хотя и располагаю не малым запасом документов, будучи сам участником этой Истории.

Написать книгу так же тяжело, как нарисовать картину, написать музыку, создать машину и пр. Для этого надо, с одной стороны, много трудиться по сбору материалов, много работать много работать над  его  литературной  обработкой  и отдать много труда и времени на это.

Мне, кажется, у Вас пока всего этого ещё нет и Вы несколько упрощенно всё это представляете.

Учтите, тема эта большая и сложная и она должна строиться на фактическом и строго историческом материале. Тут фантазировать нельзя и  всё подлежит документальной проверке,  анализу и объективным выводам. Это не сказка про «белого бычка», которых не ахти как много пишут и не всем это удается.

Сам факт того, что до Вас ещё этого никто не сделал и такую историю о Т-34 не написал,  уже говорит о том, что это дело очень и очень не простое и легко его сделать не так просто,  тем более, что прошло уже более 25 лет и многие люди и документы уже потеряны и многое просто забыто.

Думали ли Вы над всем этим?

Вот коротко мое мнение по этому вопросу.

С уважением  А. Морозов.

31.II.70 г.».

А теперь собранный мной материал о генеральном конструкторе танка Т-34 Кошкине Михаиле Ильиче.

В библиотеках Харькова и нашего училища о нём я узнал очень мало. Еще не пришло тогда время писать о тех людях, которые ковали оружие нашей победы над фашистскими захватчиками. Даже во время учёбы в военном училище в ходе занятий мы, говоря о конкретных танках, не имели права говорить танк «Т-34», «Т-55», «Т-64», а употребляли понятие, типа, «объект 432, 434».

Из разных источников, бесед с местными жителями, ветеранами завода и училища по крупицам был собран материал.

Кошкин Михаил Ильич. Родился 21 ноября (3 декабря) 1898 года в селе Брынчаги (ныне — Переславский район, Ярославская область).

1917-21 гг. — участник Первой мировой и Гражданской войн.

Член РКП (б) с 1919 года.

В 1921-24 гг. – учёба в Москве, в Коммунистическом университете имени Я.М. Свердлова.

В 1924-29 гг. – хозяйственная и партийная работа в г. Вятка (ныне – г. Киров).

1929-34 гг. – учёба в Ленинградских технологическом и позже политехническом институтах, защита диплома по специальности конструирование автомобилей и тракторов.

С 1934 года более двух лет трудится в конструкторском бюро Ленинградского завода имени С.М. Кирова № 185. С должности рядового конструктора дошёл до заместителя начальника КБ.

11 апреля 1936 года М.И. Кошкин, в числе других конструкторов, «За отличную работу в области машиностроения» награждается орденом Красной Звезды.

28 декабря 1936 года, приказом Наркома оборонной промышленности Г.К. Орджоникидзе, М.И. Кошкин направлен в Харьков на Харьковский паровозостроительный завод им. Коминтерна (с 30 декабря 1936 года — завод №183 им. Коминтерна) на место руководителя танкового КБ-190 и приступил к исполнению своих обязанностей в качестве главного конструктора танка БТ-7 с дизельным двигателем.

Январь 1937 года формируется бюро 190 отдела 100 завода № 183 им. Коминтерна. Начальник КБ М.И. Кошкин.

В октябре 1937 года сформировано новое конструкторское подразделение КБ-24, сложился опытный коллектив конструкторов, а главным конструктором был назначен Михаил Ильи Кошкин, ранее работавший в особом конструкторском бюро танкостроения и имевший опыт не только конструкторской (г. Ленинград), но и организаторской партийной работы (был секретарём райкома партии в г. Вятка), его заместителями назначены А.А. Морозов и Н.А. Кучеренко.

28 апреля 1938 года М.И. Кошкин добивается разрешения на проектирование гусеничного А-32 и получает поддержку И.В. Сталина.

6 сентября 1938 года под руководством М.И. Кошкина начата разработка двух гусеничных А-32.

9 декабря 1938 года изготовлен полноразмерный макет А-32.

Репрессии 1938 года М.И. Кошкина не коснулись.

16 декабря 1938 года все танковые КБ завода № 183 (КБ-24, КБ-190 и КБ-35) были объединены в КБ-520, одновременно произошло объединение опытных цехов в единый цех, тесно связанный с КБ. Михаил Кошкин был назначен главным конструктором, его заместителями А. А. Морозов, Н. А. Кучеренко, А. В. Колесников и В. М. Дорошенко.

Как руководитель-конструктор М.И. Кошкин трансформировал идею противопульного быстроходного танка БТ в противоснарядный танк Т-34.

«Родителями» танка Т-34 следует считать не только М.И. Кошкина, но и А.А. Морозова, Н.А. Кучеренко. Именно эти фамилии названы в Постановлении Совнаркома о присуждении Государственной премии I степени Кошкину (посмертно), Кучеренко и Морозову.

16 июля 1939 года проведён первый испытательный полигонный пробег гусеничного А-32.

Осенью 1939 года танк А-32, пройдя все ходовые испытания, получил новое имя – он стал называться танком Т-34.

Постановлением Комитета Обороны при СНК СССР № 443 от 19 декабря 1939 года объект А-32 (под названием Т-34) принят на вооружение Красной Армии.

Декабрь 1939 – январь 1940 гг. – при личном руководстве М.И. Кошкина собираются два опытных гусеничных танка с заводским индексом А-34, прототипы танка Т-34.

7 января 1940 года приказом Народного Комиссариата среднего машиностроения развертывается массовое производство А-34 (танк Т-34).

16 января 1940 года на заводе № 183 собран первый танк Т-34.

В связи с серьезными недостатками сварных швов брони, обнаруженные в ходе советско-финской войны 1939-40 гг., (сварная башня выдерживала 4-5 прямых попаданий снарядов, тогда как литая выдерживала 10-12 попаданий и была пригодна для использования в бою) было признано целесообразным отливать танковые башни на мариупольском заводе им. Ильича (так называемый «завод-Б», или «цех № 5»).

В ночь на 6 марта 1940 года М.И. Кошкин в обстановке строжайшей секретности возглавил марш двух танков Т-34 и машин обеспечения на Москву.

12 марта 1940 года танки прибыли в Москву своим ходом.

17 марта 1940 года М.И. Кошкин на Ивановской площади Кремля демонстрирует танк Т-34 руководству страны. И.В. Сталин лично осматривает танк и называет его «первой ласточкой» танковых войск.

31 марта 1940 года танк Т-34 запущен в серийное производство на заводе № 183 в Харькове.

В июле 1940 года был полностью собран танк Т-34, в производстве которого принимал участие главный конструктор завода № 183 М.И. Кошкин.

В ходе пробега Харьков-Москва-Харьков М.И. Кошкин серьёзно простудился и его отправляют в санаторий «Занки» (под г. Харьков), на берегу реки Северский Донец.

Исполняющим обязанности главного конструктора завода назначен А.А. Морозов, на которого легла ответственность в организации массового производства танка Т-34 (как показала действительность и не только в Харькове, но и в Нижнем Тагиле).

Умер КОШКИН Михаил Ильич 26 сентября 1940 года.

Тело было кремировано и урна с прахом предана земле на Первом городском кладбище г. Харькова. Некоторые подтверждали, что М.И. Кошкина хоронили в землю в гробу, но таких сведений установить не удалось (в настоящее время на месте кладбища разбит Молодёжный парк – прим. автора).

В ходе одного из массовых авиационных ударов при захвате Харькова авиабомба попала в то место, где был погребён прах М.И. Кошкина (немцы мистически чувствовали — от какого оружия им будет нанесён главный сокрушительный удар силами шести танковых армий).

После войны точное место, где был прах М.И. Кошкина, установить не удалось.

* * *

Уинстон Черчилль после Второй мировой войны отнёс танк Т-34 к одному из трёх лучших образцов вооружения и техники, которые это право заслужили на полях боёв.

В 1985 году в Харькове открыт памятник М.И. Кошкину, его именем названа одна из улиц города.

Указом президента СССР от 4 октября 1990 года № 824 М.И. Кошкину присвоено звание Героя Социалистического Труда (посмертно).

Дочь М.И. Кошкина Татьяна Михайловна с автором в Музее танка Т-34. 2011 г.
Дочь М.И. Кошкина Татьяна Михайловна с автором в Музее танка Т-34. 2011 г.

* * *

Вскоре был  каникулярный  отпуск,  защита диплома и началась моя служба в танковых войсках. Причем, служить мне пришлось именно на новых танках,  которые только появились в войсках.  Основательные знания и навыки, полученные в стенах училища и от коллективов конструкторского бюро и производственников завода, позволили сразу же стать «профессорами» по знанию нового танка. Мы учили и офицеров, и солдат.

     Вскоре, меня пригласили в группу,  которая более глубоко осваивала новый  танк и в последующем давала в ходе войсковых испытаний им оценку.  В течение нескольких лет длилась эта  работа  и она была  оценена нашим командованием.  За внедрение и освоение в войсках новых образцов вооружения военной техники я был награжден боевым орденом  Красной  Звезды  и  мне  было предложено вместе с семьей поехать военным специалистом по применению  танковых  подразделений  в Социалистическую Народную Ливийскую Арабскую Джамахирию. Уже были куплены билеты,  но командование в последний  момент отменило поездку и я был направлен на учебу в Военную академию бронетанковых войск.

Когда сдавал батальон своему заместителю А. Аксенову,  пришел командир полка подполковник А. Кшимовский и положил на стол газету «Красная звезда». Я сразу же увидел знакомый портрет и прочитал в траурной рамке:

«Александр Александрович М О Р О З О В

     14 июня 1979 года  после  продолжительной,  тяжелой  болезни скончался выдающийся  советский конструктор танков,  дважды Герой Социалистического труда, Лауреат Государственной и трижды лауреат Государственной премий СССР, генерал-майор-инженер, доктор технических наук,  член КПСС с 1943 года Александр Александрович Морозов…

     …родился в 1904 году.

     …был главным  конструктором, одним из создателей прославленного в годы Великой Отечественной войны советского танка Т-34….».

В некрологе стояли подписи первых государственных лиц страны и многих военачальников, в том числе и генералов Ю.М. Потапова, который руководил нашей испытательной группой, и Н.А. Шомина, коллеги и товарища, преемника гениального конструктора.

В прежние годы в честь таких людей, как М.И. Кошкин, А.А. Морозов и др., в День танкистов страна салютовала  праздничным  фейерверком.  Будет  ли Россия в  эти,  трудные  годы салютовать снова или прославленные конструкторы, создавшие замечательнейший танк,  и танкисты,  доблестно громившие на нем врага, постепенно будут забыты? Все может быть. Но я твердо уверен, что в памяти людской, в памяти фронтовиков и их потомков они сохраняться на века. Сохранятся как имена их великих предшественников в земле российской, громивших иноземных захватчиков, — святого благоверного князя Александра Невского, Дмитрия Донского, Александра Суворова и многих других защитников России.

Дочери (справа налево) М.И. Кошкина и А.Х. Бабажданяна на встрече в ГАБТУ . Москва, 2017 г.
Дочери (справа налево) М.И. Кошкина и А.Х. Бабажданяна на встрече в ГАБТУ . Москва, 2017 г.

А танк Т-34 стал первым в ряду прославленных советских танков Т-44, Т-55, Т-64, Т-72, Т-80 и Т-84, которые делал коллектив конструкторов и производственников. Своё боевое применение они получили на многих манёврах, послевоенных войнах и вооружённых конфликтах по всему миру.

Вот такая моя история с историей «тридцатьчетверки».

Николай Роянов,  кандидат  военных  наук, профессор,  полковник в отставке

Добавить комментарий